Современные педагогические технологии как инструмент для формирования универсальных учебных действий
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 367
Презентация "Современные педагогические технологии как инструмент для формирования универсальных учебных действий" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
г. Переславль-Залесский 2010 г. Современные педагогические технологии как инструмент для формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ №2 Автор: Степанова Е.Ю., учитель начальных классов МОУ СОШ №2
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э. Хаббард ФГОС второго поколения Освоение предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе Формирование умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач Смена образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности Основные результаты образования в начальной школе
Универсальные учебные действия– «центр тяжести стандарта» Они создают условия развития личности и ее самореализации, обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения
Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знаково-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
Педагогический инструмент для формирования универсальных учебных действий технология деятельностного метода - проектные технологии технология формирования типа правильной читательской деятельности - технология проблемного диалога - информационные и коммуникационные технологии
Технология деятельностного метода 1. Мотивация к учебной деятельности Личностные УУД (самоопределение)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Личностные УУД (адекватная оценка своих возможностей) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
3. Выявление места и причины затруднения Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению) Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений)
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование) Познавательные УУД (моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование) Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование) Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)
5. Реализация построенного проекта Регулятивные УУД (контроль, оценка, коррекция) Познавательные УУД (общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач) Коммуникативные УУД (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера) Коммуникативные УУД (управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера) Познавательные УУД (общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач) Регулятивные УУД (контроль, оценка, коррекция)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Коммуникативные УУД (построение речевого высказывания) Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия) Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность) Регулятивные УУД (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность) Регулятивные УУД (контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
8. Включение в систему знаний, повторение Личностные УУД (самоопределение) Познавательные УУД (структурирование знаний) Личностные УУД Познавательные УУД (структурирование знаний)
9. Рефлексия УД на уроке Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, их оценка, критичность) Регулятивные УУД (самооценка) Личностные УУД (самопознание и самоопределение, смыслообразование) Познавательные УУД (рефлексия способов и условий действия, их оценка, критичность) Регулятивные УУД (самооценка) Личностные УУД (самопознание и самоопределение, смыслообразование)
Технологическая карта урока русского языка Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Самоопределение к деятельности Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки 3. Постановка учебной задачи. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока 4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) 5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Позиционирование педагога - источник знаний образец плановик контролер судья организатор дирижер участник помощник стимулятор товарищ
Проектные технологии Познавательные УУД (информационный поиск) Регулятивные УУД (планирование деятельности, времени, ресурсов) Коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с партнёрами) Личностные УУД (оценка своих возможностей, осознание своих интересов, осознанный выбор) Познавательные УУД (информационный поиск) Познавательные УУД (информационный поиск) Регулятивные УУД (планирование деятельности, времени, ресурсов) Познавательные УУД (информационный поиск) Регулятивные УУД (планирование деятельности, времени, ресурсов) Познавательные УУД (информационный поиск) Коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с партнёрами) Регулятивные УУД (планирование деятельности, времени, ресурсов) Познавательные УУД (информационный поиск) Коммуникативные УУД (умение взаимодействовать с партнёрами) Регулятивные УУД (планирование деятельности, времени, ресурсов) Познавательные УУД (информационный поиск)
Технология формирования типа правильной читательской деятельности Личностные УУД (адекватное понимание автора, формулирование своей позиции, оценочные умения) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (работа с текстом по алгоритму) Познавательные УУД (извлечение текстовой информации) Познавательные УУД (извлечение текстовой информации) Познавательные УУД (извлечение текстовой информации)
Информационные и коммуникационные технологии Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Познавательные УУД (информационный поиск, сравнение, обобщение, анализ, синтез)
Новое надобно создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твёрдо держится на костылях привычки. А.И. Герцен
Информационные ресурсы Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2008. – 151с. Инновационный технологический пакет перехода от школы знаний, умений и навыков к школе способностей: Методическое руководство/ /под общ. ред. О.И. Глазуновой, Е.Ю. Ивановой. – М.: Пушкинский институт, 2009. – 200с. Инновационная деятельность учителя: Блокнот участника Педагогической ассамблеи, посвящённой открытию Года Учителя в России. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 11с.