Внутришкольный мониторинг как средство управлением качеством образования
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 328
Презентация "Внутришкольный мониторинг как средство управлением качеством образования" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Внутришкольный мониторинг как средство управлением качеством образования Выпускная квалификационная работа по дополнительной программе «Менеджмент в образовании» заместителя директора по учебно-методической работе муниципального образовательного учреждения средней школы №4 города Тейково Ивановской области КРИВОЛАПОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИМЕННО МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОМОГАЮТ ОСМЫСЛЕНИЮ КАЖДЫМ УЧАСТНИКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОНИ ТАК ЖЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ, НАСКОЛЬКО РАЦИОНАЛЬНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, НАСКОЛЬКО ОНИ АДЕКВАТНЫ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ МОНИТОРИНГА, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СПОСОБСТВУЮТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. МОНИТОРИНГ РАССМАТРИВАЕТСЯ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ, ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ЦИКЛЕ. ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: МЕЖДУ БЫСТРО РАСТУЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ, КОТОРЫМ ОБЛАДАЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СЕМЬИ, ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ И НИЗКИМ УРОВНЕМ ИХ ВОСТРЕБОВАННОСТИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблема исследования: при каких условиях внутришкольный мониторинг будет выступать средством управления качеством образования? Объект исследования: процесс управления качеством образования на уровне образовательного учреждения. Предмет исследования: Организация мониторинга качества образования на школьном уровне. Цель исследования: Выявить и обосновать условия, при которых внутришкольный мониторинг становится средством управления качеством образования
Задачи: Определить сущность, основные виды и функции внутришкольного мониторинга Определить сущность понятия «управление качеством образования». Описать и проанализировать опыт организации внутришкольного мониторинга в образовательном учреждении, которое стало базой исследования. Выявить и обосновать условия организации внутришкольного мониторинга как средства управления качеством образования.
Этапы исследования: декабрь 2004-август 2005 г. – изучалась научно-методическая и управленческая литература по проблематике исследования. Передовой опыт организации системы мониторинга на различных уровнях, накапливался эмпирический материал, разрабатывались и обсуждались формы и варианты внутришкольного мониторинга сентябрь 2005 г.- декабрь 2005 г.- анализировался и обобщался первый опыт и результаты внутришкольного мониторинга, подводились первые итоги. Январь 2006 г. – апрель 2006 г. – обобщение накопленного практического материала, обсуждение результатов исследования с руководителями образовательных учреждений, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Условия достижения качественного образования Проведение диагностического исследования реального качества образования Поиск возможных путей перехода к новому качеству образования, связанного с реализацией компетентностного подхода Анализировать деятельность педколлектива Оценивать результативность процесса обучения Иметь достаточный объем информации о деятельности ОУ в целом О состоянии процессов в подсистемах (обучении, воспитании, учебно-методическом обеспечении и т.д.) Без оперативной полной информации невозможно: Руководитель и административная команда ДОЛЖНА
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГ – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей слежение за состоянием и прогнозирование развития МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – система сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и цене их достижения Фиксация состояния системы, ее описание Анализ и оценка эффективности системы целиком и определенных подсистем, определение неисправностей и сбоев Выявление рисков развития до их наступления ЦЕЛЬ мониторинга – прогноз состояния системы целиком или отдельных подсистем - управление качеством образования ЗАДАЧИ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ измерение сравнение Основа мониторинга Соответствие какому-либо эталону, стандарту, норме, требованию Двух или более сходных систем; сравнение данных одной школы во времени Виды мониторинга информационный базовый проблемный управленческий
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Внешняя оценка Внутренняя оценка лицензирование аккредитация аттестация инспектирование Внутришкольный мониторинг качества образования Образовательные стандарты * образовательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки * единство образовательного пространства * преемственность на разных уровнях образования * максимальный объем учебной нагрузки Что должно быть реализовано в ОУ Требования: 1. К содержанию образования учащихся (обязательный минимум содержания образования) 2. К уровню подготовки выпускников (итоговая аттестация, ЕГЭ, экзаменационные материалы) 3. К условиям образовательной деятельности (СанПин) 4. К обязательной нагрузке учащихся (базисный учебный план) Оценка важна для государства школы Субъектов образования
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Разграничение мониторинговых функций на разных уровнях управления школой Разграничение мониторинговых функций должно быть связано не с увеличением выполняемых поручений, а с заменой существующих. ЭТО ВАЖНО!
Чем выше уровень собранной и обработанной информации, тем показатели качества образования или показатели эффективности управления качеством образования являются показателями оптимальности созданных условий: Научно-методических Кадровых Информационных Материальных Финансовых нормативно-правовых мотивационных
Собственный мониторинг учителя Степень обученности Степень прохождения программы Сравнительный анализ контрольных срезов Оценка качества знаний по предмету показатели «ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО МЕЖДУ ДВУМЯ КРАЙНИМИ ТОЧКАМИ ЗРЕНИЯ ЛЕЖИТ ИСТИНА, НИЧЕГО ПОДОБНОГО – ТАМ ЛЕЖИТ ПРОБЛЕМА» Гете
Мониторинг является исследовательской функцией для принятия управленческих решений Это новый вид деятельности, поэтому необходимо разработать проект по внутришкольному мониторингу Наша школа с учетом своего индивидуального опыта определила форму , масштаб, содержание и сроки выполнения работ по данному направлению Внутришкольный контроль «точка роста» для построения управления качеством образования, образовательными программами на информационной основе мониторинга Мониторинг качества образования
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Логическая схема разработки модели управления качеством образования Анализ состояния внутришкольного контроля, выявление трудностей и противоречий; его функций и реальной роли в совершенствовании образовательного процесса Разработка проекта управления качеством образования Разработка нормативной базы (локальных актов) Выбор пути перехода к новой модели Реализация модели на практике
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Интересы ОУ Отношения с учащимися и родителями Отношения с органами управления образования Отношения с Местными органами власти Отношения со спонсорами Отношения с Социальными партнерами Отношения с Другими ОУ Внутренние отношения (между преподавателями администрацией) Статистика – инструмент менеджмента КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТАТИСТИКУ В ИНТЕРЕСАХ ОУ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ СТАТИСТИКИ ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ШКОЛЫ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГА КЛАССОВ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА РОДИТЕЛЕЙ, СПОНСОРОВ ШКОЛЫ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА ОУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЗ ФОРМЫ ОШ-1