Здоровье учителя
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 291
Презентация "Здоровье учителя" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Здоровье учителя Настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия
Статистика Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, Даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы); Для учителей со стажем 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».
Специфика учительского труда Рабочий день учителя не ограничивается только количеством данных им уроков. Учитель имеет очень большой объем ежедневной «сверхурочной» работы и работы в выходные. Объем ежедневного рабочего времени учителя не изучен, не учтен и не отражен в действующем трудовом законодательстве. Труд учителя очень нервный и напряженный. К сожалению, здоровью, социально-бытовым условиям, оплате труда, отдыху, профессиональному престижу учителя все еще не достаточно уделяется общественно-государственного внимания, уважения.
Причины психологического дискомфорта: довольно часто возникающие напряженные педагогические ситуации, физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами. Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребность в уважении, одобрение плодов деятельности, психологическая поддержка.
Способы саморегуляции Самовнушение – многократное повторение формул (лучше всего утром после сна или по дороге в школу). -Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение. Я хочу (могу, буду) быть активным и бодрым; я активен и бодр. Я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил. -- Каждый свой урок я веду бодро, оптимистично и энергично. Я смогу научить своих учеников многому хорошему. Я учу их этому каждый день. У меня есть цели и ориентиры, и я неуклонно к ним иду. - Я спокоен . я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее.
Приемы при стрессах Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим, к примеру: «Бежевые стены, желтые занавески…». Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет стекать по горлу. Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче… Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух говорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Использовать свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции. Вспомнить приятные события из собственной жизни
Мероприятия в борьбе со стрессом -Ранний подъем. Встаньте на час раньше других членов семьи. Спокойные минуты на кухне наедине с собой за чашкой чая, наполняют покоем и готовностью уверенно вступить в новый день, а также спланировать дела. -Разделение труда. В период стресса человеку необходимо по возможности разгрузить себя, освободив от части обязанностей. Поэтому, ненавязчиво и мягко предложите часть своих домашних или рабочих обязанностей на домочадцев или сослуживцев.
- Периодический отдых. Небольшой перерыв, несколько минут у открытого окна или короткий звонок по телефону человеку, с которым вам приятно поговорить, способны взбодрить любого даже в минуты сильнейшего стресса. - Физические упражнения. В зависимости от возможностей или желания вы можете заняться физическими упражнениями. Однако хороших результатов можно добиться и одними лишь дыхательными упражнениями, простым мягким массажем и потягиваниями
- Снисхождение к себе. Не стоит слишком многого от себя требовать: дайте себе право на ошибку, неточность и неправильный поступок. Хотя бы на несколько дней запретите себе думать о неприятном, мучиться угрызениями совести и сомнениями относительно правильности своих поступков. Посмотрите на себя как на простого человека, которому свойственно ошибаться, потому что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит. - Расслабление. Приятная музыка, любимый фильм, небольшая прогулка помогут отвлечься от неприятных мыслей, помечтать или просто провести некоторое время, ни о чем не думая.
- Желание прощать. Прощая тех, кто вас расстраивает, вы даете себе возможность не сосредоточиваться на проблемах. Это сбережет ваши нервы и здоровье. - Готовность решать проблемы. Надо научиться решать проблемы, иначе их может накопиться столько, что груз их станет неподъемным. Сколько бы вы не тянули, проблем не станет меньше и даже могут стать неразрешимыми.
Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации. Первый шаг – «СТОП» Осознание собственных эмоций: Что я сейчас чувствую? Что я хочу сделать?
Второй шаг – «ПОЧЕМУ?» Понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
Третий шаг – «ЧТО?» Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия? (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины и др.) Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый шаг – «КАК?» Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?
Пятый шаг – «ДЕЙСТВУЮ» Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия, исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой шаг – «АНАЛИЗ» Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и , если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Создайте себе условия. Удобное рабочее место. Цветы в кабинете. Прослушивание звукозаписей во время перемены: музыки, пения птиц, шелеста травы, шума дождя... … Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и профилактические меры по предотвращению заболеваний. Будьте здоровы!