ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 257
Презентация "ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Семья - это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. В семье закладываются базисные основы и оттачиваются грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.
Российские психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений.
Детско-родительские отношения разными психологами описывается весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. Анализ современной психологической литературы показывает, что общепринятых определений таких терминов как, «родительство», «родительская сфера», «родительская роль», «родительское отношение», «родительские установки», нет. Границы между этими понятиями либо вовсе отсутствуют, либо очень размыты.
Формула истиной родительской любви «Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому , что ты есть».
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, можно полагать следующее: 1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка. 2. Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.
Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания её членов и т. п. - Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребёнка. -Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьёзных, как в психике, так и в поведении личности. Известно, что у лиц, воспитывающихся в конфликтных семьях, заметно возрастает массивность невротических, особенно неврастенических, реакций.
Правила для родителей Правило 1. - признание личности ребенка и его неприкосновенности. Правило 2. -формирование адекватной самооценки. Правило 3. - приобщение ребенка к реальным делам семьи. Правило 4. - развивать силу воли ребенка. Правило 5. - учить планировать. Правило 6. - требовать выполнение домашних обязанностей, поручений. Правило 7. - научить общаться с другими детьми, людьми. Правило 8. - формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
Нельзя забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации - пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс социальной адаптации. Основой успешности процесса социальной адаптации являются гармоничные детско-родительские отношения.
Рассматривая благополучие ребёнка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, как одну из важнейших функций семьи, необходимо учитывать следующее: 1. Ребёнок - не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет своё поведение, отношение к семье и к себе самому. В определённой мере ребёнок - воспитатель себя. 2. Дети, вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления, иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. 3. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
В педагогической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания.
А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий. Под стилем воспитания понимается не определённая стратегия воспитания, как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. - Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включённость детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребёнка. - Контролирующий предполагает существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребёнком как справедливые и обоснованные.
Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности детей и стили семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер. Так вот авторитарному стилю воспитания, согласно данной классификации, можно сопоставить так называемую «доминирующую гиперпротекцию». Она проявляется в повышенном, обострённом внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.
Выделяют девять вариантов родительского поведения в зависимости от выраженности личностного и предметного компонента родительского отношения: строгий, объяснительный автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакающий, ситуативный и зависимый родитель. В каждом из перечисленных вариантов превалирует либо личностный (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка) компонент родительского отношения.
Можно выделить четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе [Хоментаускас, с. 29]: Я нужен и любим, и я люблю вас тоже. 2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня. 3. Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам. 4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.
Важный показатель благополучной семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благополучной семьи -открытость, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми.
Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благополучную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.
К проблеме детско-родительских отношений обращаются многие авторы, такие как Ю. Гиппенрейтер, А. Захаров, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др., но чаще всего психологи-практики. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «я», для ребёнка «я» - производное от семьи.
Существует несколько классификаций девиантных семей. Л.Я Олифриненко разделяет неблагополучные семьи на три группы, в зависимости от глубины семейного кризиса: 1. превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительные проявления и находятся на начальной стадии развития неблагополучия; 2. семья, в которой социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающем миром до критического уровня; 3. семьи, потерявшая всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Деменьтьева П.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Просвещение-АСТ, 1990. С. 59..
Дефицит ласки, который испытывают наши дети; Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы; Проблемы семейного воспитания
Многие социальные проблемы современности, в том числе такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня - из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.
Мониторинг социально-экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живут ниже порога бедности, а это накладывает отпечаток, на систему детско-родительских отношений в ней [Дружинин, с. 23-25]. Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми. Основными причинами, которые мешают родителям общаться с ребенком являются: - дефицит времени (66 %); - усталость (10 %); - недостаточная компетентность в воспитании детей (10 %).
В последнее десятилетие растет число малых семей, состоящих из двух человек. Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Отношения между ребенком и родителем в неполной семье имеют свои отличительные особенности. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод вызывает у детей (особенно в возрасте от 3 до 12 лет) психический надлом и сильные переживания.
Та же структура у внебрачной семьи, которая отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной рождаемости»: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода
На сегодня в России каждый 3 ребенок воспитывается в неполной или в материнской семье. В последние годы в нашей стране появляются и такие семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети нежеланны и заброшены, отодвинутые на предпоследнее место в иерархии ценностей мамы и папы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются [Зверева, с. 45-51].
Условия воспитания детей в семье с одним родителем все больше привлекают внимание исследователей. Различные аспекты жизни неполной семьи, особенности развития и воспитания детей, вопросы их психического здоровья рассматриваются в ряде работ отечественных социологов, психологов и педагогов (Е. П. Арнаутова, Т. Ю. Гущина, А. М. Демидов, В. И. Костив, Т. К. Лютова, Ю. П. Литвинене, В. А. Сысенко, В. Я. Титаренко, А. Г. Харчев, В. А. Юницкий и др.), а также в работах зарубежных авторов (Дж. Валлерштейн, Д. Видра, Д. Келли, З. Марова, З. Матейчек, Г. Фигдор и др.). В этих и других исследованиях отмечается, что проблемы современной неполной семьи во многом обусловлены изменениями в соотношении и перераспределении семейных функций, объективной утратой некоторых из них.
Как показывают данные, в неполной семье ослаблена материальная поддержка несовершеннолетних членов семьи, снижена реализация репродуктивной функции, затруднена возможность организации содержательного досуга и отдыха, по причине занятости одинокого родителя, могут произойти нарушения в овладении ребенком социальными нормами и правилами.
Основным принципом «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», является реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, предусматривается сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода; повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;
Принимая во внимания работу Совета Европы в отношении детей и семьи и поддерживая в целом следующие юридические документы: -Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая защищает права всех людей, включая детей; -Европейскую социальную хартию, в которой заявляется, что «семья, является основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития; -Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей; -Конвенцию о контактах в отношении детей; -Рекомендации Комитета Министров государствам-членам «Об ответственности родителей», «О приемных семьях», «О последовательной и интегрированной политики в отношении семьи» Правовой основой в РФ являются нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации от 09.01.1996 г.; Семейный кодекс Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 14.05.1996г. № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики»; Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы; Указ Президента РФ от 15.01.1998г. № 29 « О Президентской программе « Дети России» на 1998-2000 годы» ; Семья является тем местом, где люди получают первый опыт социальной сплоченности, а так же того, что стратегия социальной сплочённости, при полном уважении к автономии частной сферы жизни и гражданского общества, должна поддерживать семью.