Индикаторы для формирования и реализации стратегии
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 318
Презентация "Индикаторы для формирования и реализации стратегии" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Марк Агранович руководитель Центра мониторинга и статистики ФИРО
Для чего нужны индикаторы развития системы образования? Для принятия решений, то есть для оценки ситуации и управления Но для этого надо понимать, каковы цели и задачи развития системы
Индикаторы - форма планирования и оценки достижения целей и решения задач, Индикаторы развития образовательных систем должны быть ориентированы на результат
Цели и задачи системы не могут быть сформированы в рамках системы - они определяются внешними требованиями Поэтому ориентация системы индикаторов развития образовательных систем должна отражать внешний запрос, результат для общества, человека, экономики, государства.
Для чего нужны индикаторы: Общественный диалог по поводу образовательной политики и реформ Способ оценки контроля и стимулирования органов управления всех уровней – от министерства до школы Система оценки состояния и развития сектора
Общественное согласие по поводу образовательной политики и реформ Лозунги Модернизации образования: Качество чего?, как его мерить? Доступность или равенство доступа?, образования вообще или определенного качества? Эффективность или результативность?
Индикатор должен быть предметным и количественно измеримым Задача – развитие использования IT в образовании. Индикатор - «Число Интернет-часов в образовательных учреждениях, приходящихся на 1 учащегося в неделю» - что этот показатель показывает? - как его мерить?
Способ оценки контроля и стимулирования органов управления всех уровней – от министерства до школы Задача Министерства – обеспечить равные стартовые возможности для детей вне зависимости от социального положения на основе подготовки к обучению в школе Индикатор – охват детей дошкольным образованием. Но может ли Министерство за него отвечать?
Международный опыт - Польша Повысить охват общеобразовательными программами (за счет сокращения охвата начальным профессиональным образованием) с 27% до 80-85% Повысить охват высшим образованием с 20-22% до 33-35%
Международный опыт - США Коэффициент окончания средней школы – 90% (2000 – 73,7%) Учащиеся США будут на первом месте в мире по успеваемости по математике и естественным наукам Грамотность – 100% взрослого населения
Международный опыт - Венгрия Коэффициент выпуска в среднем образовании – 73-80% Коэффициент выпуска в высшем образовании – 33%
Виды индикаторов: Индикаторы, характеризующие затраты Индикаторы, характеризующие непосредственные результаты мероприятий Индикаторы, характеризующие эффект от мероприятий
Задача: повышение привлекательности труда в сфере образовании Индикатор затрат: повышение расходов на оплату труда педагогов Индикатор непосредственных результатов: отношение заработной платы в образовании к средней по промышленности Индикаторы эффекта: изменение половозрастной и профессиональной структуры пед. кадров, снижение текучести кадров в образовании
Определение желаемых (целевых) значений Характерная черта образовательных систем как объекта анализа – Отсутствие объективных или аналитически рассчитываемых эталонов, нормативов. Один из путей решения этой проблемы – международные сопоставления, значения, достигнутые в странах с желаемым уровнем образовательной системы
Основные принципы формирования системы индикаторов Три типа индикаторов: Индикаторы затрат Индикаторы результата Индикаторы эффекта Возможность получения достоверной информации для расчетов Возможность проведения международных сопоставлений
Типы индикаторов - пример Задача: создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе Индикатор затрат – расширение сети дошкольных учреждений, обеспечивающее необходимые места (отношение мест в ДО к численности детей соответствующего возраста) Индикатор результата – повышение охвата дошкольным образованием до 85% Индикатор эффекта – снижение доли второгодников в начальной школе
Достоверность информации для расчетов Данные государственного статистического наблюдения «+» - низкая стоимость, наличие временных рядов для расчета трендов «-» - не всегда имеются необходимые данные, отставание во времени Специальные статистические и социологические обследования «+» - возможность получения данных, отвечающих информационным потребностям «-» - высокая стоимость, отсутствие трендов, отсутствие «стартового» значения.
Возможность проведения международных сопоставлений Отсутствие в социальной сфере объективных эталонов и аналитически рассчитываемых идеальных значений Необходимость определения целевых значений через средние по странам соответствующей доходной группы или достигшим желаемого состояния
Проблемы построения системы индикаторов эффективности программ в сфере образования Временной лаг между инвестициями и результатом Ухудшение характеристик системы в связи с внедрением инноваций Противоречие между требованием комплексного подхода к развитию системы и разделением полномочий по управлению и финансированию образованием Открытость системы и влияние внешних факторов
Возможные пути решения проблемы 1 Временной лаг между инвестициями и результатом Улучшение характеристик уровня освоения программы начальной школы - 6-8 лет Оценка эффективности решения данной задачи может осуществляться через индикаторов результатов (охват дошкольным образованием) или даже затрат (повышение емкости сети сети)
Возможные пути решения проблемы 2 Временное ухудшение характеристик системы Развитие сети ДО потребует перераспределения расходов консолидированного регионального бюджета на образование в пользу ДО. В результате снизятся показатели по другим ступеням образования. Компенсация или принятия ухудшения показателей в качестве позитивного индикатора
Возможные пути решения проблемы 3 противоречие между задачей и ограниченностью средств ее решения на федеральном уровне Дошкольное образование – компетенция органов местной власти и принятие рекомендаций или закона на федеральном уровне не обеспечит местные бюджеты необходимыми дополнительными средствами. Компенсация, софинансирование, координация Федеральной и региональных программ развития образования Показатель для федеральной программы – принятие решения, доля субъектов РФ, включивших данный пункт в региональную программу развития образования
Возможные пути решения проблемы 4 влияние внешних факторов на значение показателей Повышению уровня освоения программ начальной школы может препятствовать миграционные процессы, введение новых стандартов и др. Комплексный мониторинг процесса реализации ФЦПРО Факторный анализ динамики индикаторов и уточнение на этой основе целевых значений