Причины неуспеваемости школьников: анализ отечественного опыта
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 270
Презентация "Причины неуспеваемости школьников: анализ отечественного опыта" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Неуспеваемость - «Более низкий по сравнению с учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования». Российская педагогическая энциклопедия (1999)
В.С.Цетлин - называет «отставанием» Которое «соотносится с неуспеваемостью как часть с целым, и как момент процесса с результатом. Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс (процесс отставания) и приведёт в конечном итоге к неуспеваемости.»
1. 1920 – е годы – период постановки проблемы неуспеваемости в педагогике, анализ эмпирических данных. 2. 1930 – е – начало 1950 – х годов. Начало теоретического изучения проблемы неуспеваемости. 3. Середина 1950 – х середина 1980 – х годов. Комплексное исследование проблемы неуспеваемости: - с позиции дидактики - методик обучения - теории воспитания - педагогической психологии - дефектологии. Изучение проблемы неуспеваемости в советской педагогике
П. О. Эфрусси – черты характерные для неуспевающих: Неустойчивость внимания и лёгкая отвлекаемость; Пониженное общее внимание; Более медленный темп работы; Пониженная активность по отношению к прямым требованиям школы; Неуверенность в своих силах; Ограниченный лексикон и слабость логического мышления; Слабость инициативы; Сравнительная бедность воображения.
Типология неуспевающих школьников: Физически слабый ребёнок на почве врождённой физической недостаточности, перенесённых болезней; Неуспевающий по причинам соматическим и физиологическим; Тип слабо одарённого ребенка, уровень общего развития, которого хотя бы и незначительно, но всё же отстаёт от нормы; Тип ребёнка живущего в тяжелых материальных условиях; Дети, живущие в резко отрицательно семейных и культурных условиях; Тип так называемого нервного ребёнка со всякого рода задержками и аномалиями в общем развитии, с общей недисциплинированностью, трудновоспитуемостью т.д.; Дети дисгармонично одаренные, то есть с развитием некоторых сторон личности за счёт других.
Типология П.П Блонского Неуспевающие первого типа – 50% всех неуспевающих – это дети с тяжёлой судьбой, физически слабые и умственно неразвитые, плохо приспосабливаются к условиям школьной жизни. Нередко такие школьники отличаются повышенным интересом к искусству и спорту, но быстро утомляются. Неуспевающие второго типа – «физически слабые, но умственно развитые» ( около 25% неуспевающих) – являются физически слабыми, пропускают много уроков, быстро устают. Умственно подобные дети достаточно развиты. Неуспевающие третьего типа – физически нормальные, но умственно не развитые, плохо адаптирующиеся к требованиям школы (примерно 10%) Неуспевающие четвёртого типа – (примерно 15%) дети, оторвавшиеся от школы из-за домашних условий, сильных внешкольных интересов и других причин.
А.М. Гельмонт – выделил три категории неуспеваемости и обозначил характерные для каждой из них причины: Общее и глубокое отставание в учении : школьник не успевает по всем или по многим предметам хронически, из четверти в четверть, и зачастую на протяжении нескольких лет. Причины такого отставания связаны с плохой подготовленностью и значительными пробелами в знаниях, неблагоприятными бытовыми условиями, нерадивостью самих учеников, их ленью, нежеланием учиться, недостаточным общем уровнем развития. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость только по наиболее трудоёмким и сложным предметам. Причины: недостатки при преподавании этих предметов, недоработки по данным предметам в предшествующих классах (рыхлость знаний, зыбкость умений); недостаточный интерес и сознательность в отношении этих предметов. Эпизодическая неуспеваемость. Причинами подобной неуспеваемости являются недочёты преподавания, а также недостатки, зависящие от самих учащихся, проявляющихся в невнимании, невыполнении домашних заданий и т.д.
Л.С. Славина – типология неуспевающих (она их разделила на 5 групп): школьников, у которых основная причина неуспеваемости связанна с неправильно сформировавшимся отношением к учению; учащихся, испытывающих трудности в усвоение нового материала; школьников, отставание которых связано с неправильно сформировавшимися навыками учебной работы; учащихся, не умеющих трудиться; учащихся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Академик Ю.К. Бабанский – выявил следующие причины неуспеваемости: Слабое владение навыками учебного труда; Большие пробелы в знаниях; Сильная утомляемость; Отрицательное отношение к учебной деятельности; Недисциплинированность; Низкий уровень волевой воспитанности; Отрицательное влияние семьи.
В монографии Ю.К. Бабанского «Оптимизация процесса обучения» (1972) приведена общедидактическая классификация стадий неуспеваемости. Первая стадия – кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе ряда уроков. Вторая стадия – кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти. Третья стадия – устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий. Четвёртая стадия - устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе.