Осуществление деятельностного подхода к образованию через интерактивный урок
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 216
Презентация "Осуществление деятельностного подхода к образованию через интерактивный урок" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Интерактивное обучение - (от лат. Inter «между» + aktion «действие») - обучение, погружённое в общение.
Формирование коммуникативных умений: Вести диалог в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта. Владеть языком как средством коммуникации, понимая сходство и различия языка. Ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, ощущать многомерность пространства.
В процессе обучения должны проявляться три стороны общения: Информативная (передача и сохранение информации); интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности); перцептивная (восприятие и понимание человека человеком) Основные компоненты общения: Описание со-бытия (информация); организация со-действия (взаимодействие); возможность эмоционального сопереживания (понимание друг друга).
Диалог – одна из форм интеракивного обучения Диалог – форма взаимной деятельности учителей и учащихся с учётом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром; возможность взаимодействия друг с другом, предполагающая: равенство позиций участников, уважение и доверие друг к другу; готовность принимать позицию другого человека; особую атмосферу, способствующую искренности в выражении мыслей и чувств. Диалог – столкновение различных точек зрения, требующее овладения учащимися нормами группового поведения.
Формы презентации групповых решений: Совместно-индивидуальная форма ( каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, выбирается лучшее); Совместно-последовательная форма (результат деятельности каждой группы становится, по принципу мозаики, определённой ступенькой к решению общей проблемы).
Рефлексия прошедшего занятия Удалось ли группе выполнить задание? Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берёт на себя руководящую роль в группе? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя? Что приобретаешь в совместной работе?
Формирование коммуникативного пространства Единицы измерения коммуникативного пространства – коммуникативные стратегии – КС - (определённые типы действий учащихся по достижению понимания в учебном диалоге).
Ядро диалога – коммуникативные стратегии понимания Базовые: КС – развитие (наличие различных точек зрения, их согласование, синтезирование) КС – толкование (тезис затемнён, но ценностно значим, а последующие высказывания его истолковывают) КС – переоформление (процесс смыслообразования связан с поиском новой, точной формы для выражения исходного смысла) КС – отрицание (по отношению к исходному тезису разворачивается антитезис и приводится аргументация к нему) КС – применение (исходное высказывание, выражающее общее, целое, применяется к новому (частному) случаю) Вариативные: КС – оценивание (высказывается оценка по отношению к чужому, положительная или отрицательная) КС – переопределение (известное понятие определяется заново, строится на основе новых различительных признаков) КС – комментирование (предметом обсуждения становится какой-либо частный, второстепенный компонент исходного высказывания, подвергающийся комментированию)
Цели урока: создание текста в форме рассуждения на основе прочитанного текста. умение использовать диалоговые формы общения в их многообразии.
Подготовка к диалогу Предварительно учащиеся разбиваются на группы по желанию. В каждой группе выбирается ответственный, берущий на себя руководящую роль. Обсуждение происходит коллективно в каждой группе.
Работа с раздаточным материалом Определите типы речи в следующих примерах. Докажите принадлежность к определённому типу речи. Прочитайте текст и выполните задания 1–5. 1) Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. 2) И у каждого из них есть свое лицо, своя история. 3) Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. 4) Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, котоpoe произошло в этом селе. 5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. 6) Что мы там ищем? 7) Свою родословную? 8) Истоки народного характера? 9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить. (По И. Васильеву)
-А что такое рассуждение? Запись в тетрадь. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. -Из каких частей состоит рассуждение? 1. Тезис – это точно сформулированная мысль. Определите, в каких предложениях находится тезис в предложенном тесте?
2. Основная часть: доказательства или аргументы. -Как автор доказывает свою точку зрения? Если вам трудно, то попробуйте задать вопрос к тезису «Почему?» При выражении своей точки зрения примените ПОПС-формулу. Справка. ПОПС – формула – П – позиция (в чём заключатся ваша точка зрения) – я считаю, что… О - обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что… П – пример ( факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например… С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - …поэтому…
Какие аргументы из предложенных показались вам более грамотными, существенными? С чем вы могли бы поспорить? Предложите свою точку зрения на выраженную позицию.
3. Заключительная часть рассуждения – это вывод. Но вывода в тексте может и не быть. Тогда рассуждение будет неполным. Здесь есть вывод? К какому стилю речи относится данный текст? Воспользуйтесь таблицей «Стили речи». Обоснуйте свою точку зрения. Поправьте других участников диалога, если возникнет необходимость.
Тестовое задание к тексту 1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста? 1) в 1-м 2) во 2-м 3) в 5-м 4) в 9-м 2. К какому стилю речи относится текст? 1) к научному 2) к разговорному 3) к публицистическому 4) к деловому 3. Каков тип речи текста? 1) повествование 2) рассуждение 3) повествование с элементами рассуждения 4) описание 4. С помощью каких языковых средств связаны 3 и 4-е предложения? 1) наречие и частица 2) лексический повтор и местоимение 3) синоним и частица 4) указательное местоимение и наречие 5. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте? 1) вопросительные предложения 2) однородные члены 3) антоним 4) сравнение
Где автор использует вопросительные предложения? – В каких предложениях автор использует однородные члены предложения? – В каком предложении используются антонимы? – Здесь нет сравнения. Но метафора основана на сравнении. Попробуйте построить первое предложение так, чтобы в нем использовалось сравнение. «История как лицо».
III. Вернемся к первому тестовому заданию. – Что утверждает автор? (Без памяти человеку не прожить.) Основная мысль этого текста и будет темой нашей творческой работы. Записываем тезис в тетрадь. Оставьте место для названия работы. Тезис. Без памяти человеку не прожить. – Какие доказательства вы могли бы привести? Почему человеку не прожить без памяти? - Не забывайте применить ПОПС-формулу. (Прослушивание, комментирование альтернативных мнений, обсуждение.)
Подведём итоги. Беспамятный человек – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный. Сохранить, приумножить и передать следующему поколению культурные ценности – задача каждого из нас. 2. Нужно воспитывать в себе бережное отношение к прошлому с детства. Семейные фотографии, уважение к могилам предков, к труду, к обычаям своего народа помогают нам стать лучше, учат быть добрее. 3. С помощью памяти накапливается добрый опыт. Она не оставляет человека равнодушным к окружающей природе, к близким. Существуют трудовые династии, когда одно предыдущее поколение передает накопленные знания следующему поколению.
– Как бы вы закончили свою работу? Возможный вариант заключения: «Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Только благодаря памяти прошлое входит в настоящее, а настоящее затем соединяется с будущим.»