Как работать над лингвистическим сочинением?
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 278
Презентация "Как работать над лингвистическим сочинением?" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви стика (языкозна ние, языкове дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: • о богатстве, выразительности, точности русской речи; • о средствах выражения мыслей; • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; • о взаимосвязи лексики и грамматики; • о роли синтаксиса в человеческом общении; • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении: • написать исходный тезис; • выразить своё отношение к нему. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор анализирует характеризует рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет противопоставляет называет описывает разбирает подчёркивает ссылается на... останавливается на раскрывает содержание отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что ... и т.д.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: Действительно… на самом деле… не могу не согласиться с автором высказывания… я полностью согласен с ... безусловно... я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д. Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования… Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. ! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Важные советы Пишите сочинение разборчиво. Если вы знаете, что у вас плохой почерк, не поленитесь написать сочинение печатными буквами, чтобы эксперты, проверяющие ваше сочинение, могли его понять и правильно оценить. Возьмите с собой на экзамен хороший)имеющий много слов) орфографический словарь. Им можно пользоваться в течение всего экзамена. Обязательно проверьте трудные слова по словарю. Обычно вы путаете безударные А-О, и Е-И. Проверьте знаки препинания ( есть ли вводные слова, сложные предложения, однородные члены предложения, обособленные члены(причастные и деепричастные обороты) Не забудьте чёрную гелевую или капиллярную ручку. Это очень важно для заполнения бланка теста.