Экспертные вопросы к Проекту «Новая школа»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 313
Презентация "Экспертные вопросы к Проекту «Новая школа»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Экспертиза концепции * Была проведена экспертиза концепции «Новой школы» Эксперты сформулировали вопросы, непонимания, высказывали ожидания и опасения Вопросы, ожидания и опасения экспертов были сгруппированы в 6 смысловых фокусов:
Экспертные вопросы * Чему будут учить в новой школе? Что Вы хотите получить на выходе? К чему Вы будете готовить детей? Зачем нужна ваша школа? Какова ее миссия? Вы говорите, что ваша школа вводит в жизнь. Жизнь вокруг нас и она многообразна. Чему конкретно вы будете учить?
Предположения * Мир един и известен Мир не изменится (по крайней мере радикально) Существует единая культура Будущее известно К будущему можно подготовиться Готовясь к будущему, мы должны опираться на имеющийся опыт прошлого
Ответ * Современный мир отличают следующие характеристики: скорость производства новых знаний увеличивается и их совокупный объем растет; радикальные технические новшества происходят каждые 5 лет; культуры многочисленны, разнообразны и существует практика их создания; социальный мир модален и один человек вынужден переходить из одного социального модуса в другой; будущее становится предметом конкуренции. Задача проекта «Новая школа» ввести детей в этот мир и сделать их конкурентоспособными. Проект предполагает формирование способностей к самостоятельному движению, самоапгрейду, ориентации в культуре, знаниях и средствах, коммуникации с разными, включению в различные социальные модусы, созданию и демонтажу социальных структур.
Ответ * Все вышеперечисленные способности будут формироваться за счет связки трех видов активности: индивидуальных занятий, коллективных проектов и спонтанных событий. Занятие – это формирующаяся эксклюзивная квалификация, то, во что человек углубляется, становясь организатором, социальным лидером, инженером или человеком искусства. Проекты – это другая форма активности, требующая от ребенка развивать способности к обустройству, созданию команд и социальных групп, освоению и конструированию средств. Спонтанные события – будут развивать способность принимать самостоятельные решения, реагировать на спонтанные, незапланированные события. Проекты, занятия и спонтанные события имеют корреляцию друг с другом. Поверх этих активностей будут работать схемы организации самостоятельного движения, построения траектории, интенсификации движения за счет работы с родовыми схемами и создания ситуаций импринтинга.
Экспертные вопросы * Какой тип личности воспитывается в вашей школе? Как будет построен процесс формирования ребенка? Каким ребенок получится на выходе (что будет уметь, что будет знать)? В обычной школе ребенок получается образованным. А в вашей каким? Если ребенок сможет сам инициировать проекты и трансформировать под них школу, то он будет считать, что можно все, он не будет осознавать ограничений реального мира. Если нет уроков и программы, то как будет обеспечиваться то, что ребенок освоит минимальный уровень знаний и представлений культурного человека?
Предположения * Человек должен быть культурным Человек должен быть личностью Человек должен быть социализирован Человек должен иметь определенный набор знаний Человек должен понимать как устроен мир и осознавать его границы
Ответ * Как уже отмечалось, сегодня культурный мир разнообразен, социальный мир модален, а знания инструментальны. Поэтому в «новой школе» упор делается на развитие способностей к самостоятельному движению, самоапгрейду, ориентации в культуре, знаниях и средствах, коммуникации с разными, включению в различные социальные модусы, созданию и демонтажу социальных структур. Проекты, занятия и события устроены так, что каждый раз они осмысляются с точки зрения использования культурных образцов, использования социальной организации. Преподаватели и тьюторы организуют такую рефлексию. У школьника остается выбор, как действовать, какой из образцов использовать. Главное качество человека, личности, которое воспитывается в этом проекте – это развитие основных способностей – способности к обустройству, способности к конструированию средств, способности к социальной организации, способности к развитию собственных возможностей и способности к самосознанию. Все эти способности формируются за счет связки коллективные проекты – индивидуальные занятия – спонтанные события.
Экспертные вопросы * Как вы удержите такую сложную организацию? Классов нет, уроков нет. Дети пойдут пиво пить и бить окна. В обычной школе нормальный ребенок – тот, у кого средний балл не ниже 3-йки и кто сильно не балуется. Какой ребенок будет считаться нормальным в вашей школе? Кто будет сопровождать ребенка в принятии решения? Кто будет отвечать за ребенка? Взрослый дает образец поведения в школе. А в вашей кто будет образцом? Какие требования вы будете предъявлять к организаторам процесса обучения? Существующая школа учит не ошибаться. За это ругают и ставят плохие оценки. А у вас как? Оценки будут?
Предположения * Дети не знают чего они хотят или ничего не хотят Детей нужно ограждать от целого ряда ситуаций и проявлений мира взрослых Дети не могут нести за себя ответственность Детям нужны контроль и дисциплина Дети ориентируются на образец взрослых Дети должны быть "нормальными"
Ответ * То, что дети ничего не хотят, - иллюзия взрослых. Дети хотят своего, другого чем взрослые, причем в разном возрасте (разных детских цивилизациях) разного. Задача взрослых оснастить и окультурить это желание. Игру превратить во все более сложную, требующую инструментария, осмысления, специальной организации, окультурить ее, то есть зафиксировать, что делается и что получается. Дети могут нести за себя ответственность. Но в той части мира, который они освоили. Проблема состоит в том, что дети не освоили большую часть мира, поэтому попадая в новые зоны становятся либо беспомощными, либо неадекватными. Задача преподавателей и тьюторов – следить за этой границей (освоенного ребенком и неосвоенного). В «новой школе» дисциплина будет переходить в самодисциплину, взаимную поддержку и социальную организацию. В современном мире требование нормы это только требование к определенному общему бэкграунду, позволяющему включаться в разные занятия и социальные группы. В «новой школе» общий бэкграунд будет обеспечиваться программами ликбеза, которые включают в себя чтение, письмо, иностранные языки, компьютерную грамотность, навыки обращения с техникой и транспортными средствами и т.д.. Вторая компонента нормальности, социальная нормальность, будет обеспечиваться за счет социотехнических практик, дети будут уметь принимать разные социальные роли, те, которые необходимы в конкретной ситуации.
Экспертные вопросы * Как будут контролировать детей в вашей школе? Как будет обеспечиваться дисциплина? Вы говорите, что ваша школа вводит в жизнь. Жизнь вокруг нас и она многообразна. Чему конкретно вы будете учить? Зачем нужна ваша школа? Какова ее миссия? Как Вы будете оценивать детей и эффективность образовательного процесса? В обычной школе ребенок получается образованным. А в вашей каким? Школы выполняет функцию обеспечения единства общества. Это заказ государства.
Предположения * Образование делает из ребенка человека В школе передаются знания, происходит включение в культуру В школе происходит социализация Образование выполняет функцию усреднения, за счет этого мы можем жить в одном обществе и государстве Человек, не прошедший через образовательный институт, не сможет жить в обществе В школе должны быть формы контроля успешности прохождения программы (оценки, аттестация) В школе должны быть механизмы контроля детей и обеспечения дисциплины
Ответ * В «Новой школе» заложен ряд принципов, которые позволят ребенку осваивать те сферы, которые необходимы для его полноценного становления как человека. Во-первых, школа будет не давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются. Школа будет передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений, способность к самоапгрейду, способность жить в разных социальных модусах, способность жить в акультурном и аисторическом мире. Освоение этих способностей будет происходить за счет нескольких схем, заложенных в школьный процесс: организация самостоятельного движения, построение личной траектории, освоение вместо знания, развитие индивидуальных способностей, коммуникация с другими. Это принципы, которые позволят ребенку быть конкурентоспособным в современном обществе.
Экспертные вопросы * Вы хотите повторить эксперимент 20-х годов и спроектировать новое общество? Вы пытаетесь вместить в учреждение то, что туда вместиться не может. Ваша школа через шаг превратиться в обычное образовательное учреждение. Если вы говорите о новой школе, то и должны говорить о том, какие последствия будут для системы образования в целом. Есть много мест, где ребенок учится жизни (улица, семья и т.д.). Зачем пытаться в одном месте собрать все, что сейчас распределено? Чем Ваш проект отличается от … (школы Громыко, школы Щетинина и т.д.)? Вы пытаетесь создать для детей «идеальный мир», оградить от мира реального. Зачем?
Предположения * Проект - это попытка изменить общество Проект предполагает получение определенного продукта Новая школа - это то же самое, что … (школа Громыко, школа Щетинина … ) Новая школа - это «колба» для детей Проект игнорирует другие сферы жизни - семью, улицу и т.д. Проект невозможно реализовать
Ответ * Вопрос о «революционном» изменении общества не актуален. Современный мир и так (без специальных усилий) постоянно меняется, поэтому сегодня стоит вопрос о том, как успевать за этими изменениями, как оставаться конкурентоспособным. Поэтому проект «новой школы» предполагает не изменение общества, а обеспечение конкурентоспособности человека. Любые сравнения с другими образовательными проектами некорректны, поскольку «новая школа» проект не образовательный. Образование – это подготовка ребенка к определенному будущему. Будущее не известно и является предметом конкуренции, поэтому подготовка к чему-то конкретному не имеет смысла. Вместо этого «новая школа» позволяет ребенку прожить несколько полноценных детских жизней, обеспечивает становление человека и его конкурентоспособность. Проект «новой школы» предполагает включение в полноценную жизнь, это значит, что все сферы жизни будут представлены. Дети будут много путешествовать, причем путешествия будут не только географические, но и социальные, культурные. Путешествия, приглашение внешних специалистов будут «щупальцами» школы во внешнем мире, за счет которых дети будут сталкиваются с его проявлениями.
Экспертные вопросы * Это школа будет плодить маргиналов, людей, не встроенных в общество. Как выпускники школы смогут работать, ведь начальник будет требовать от них подчинения, дисциплины, с которыми в школе они не сталкивались? Как выпускники этой школы будут поступать в ВУЗы и смогут ли они в них потом учиться? Откуда возьмутся люди, работающие по сложным профессиям, требующим длительной подготовки, например, хирурги? Ученики этой школы будут считать остальных (тех, кто в такой школе не учился) людьми второго сорта. Будет социальное противостояние между учившимся и выпускниками Новой школы и остальных.
Предположения * Выпускники «новой школы» будут не готовы к жизни Выпускники не смогут встроиться в общество, станут маргиналами Выпускники «новой школы» не захотят уходить из школы Будет социальная напряженность или даже "война" между выпускниками «новой школы» и старой Выпускники «новой школы» не будут считать остальных людьми Не будут появляться специалисты в профессиях, требующих длительной и сложной подготовки
Ответ * 1. Проект «новой школы» предполагает освоение ребенком социотехнических практик и социотехнической рефлексии, в том числе способности входить/выходить в различные социальные модусы (мегамашины, массовые общество). Выпускники «новой школы» не станут маргиналами, поскольку у них будет техническое отношение к социальной жизни. 2. Выпускники любого учреждения считают других менее людьми (будь то элитарная школа, физмат класс и т.д.). Это социальный закон. В «новой школе» детям будут сразу объяснять, что люди бывают разные. Конфликты (в том числе между выпускниками и другими) будут всегда. Вопрос состоит в том, как работать с конфликтом, чтоб он не приобретал характер войны, ненависти, взаимного уничтожения? Особенность «новой школы» в том, что с конфликтами будут учить работать. Не уходить от конфликтов, а использовать их для собственного развития и для разрешения ситуации. Это будет происходить за счет того, что школа разновозрастная, с большим количеством конфликтных точек, конфликты будут обсуждаться как одна из способностей, которая формируется.