Тьюторское сопровождение школьников
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 334
Презентация "Тьюторское сопровождение школьников" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. Э. Гиббон
Тьюторство как одна из институциализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах – Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являющегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры.
Не заботились о том, чтобы студенты слушали определенные курсы (немецкая модель университета). Первые пять постоянных кафедр (греческого и еврейского языков, римского права и медицины) были введены только в начале ХVI века. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенты выбирали профессоров и предметы. Университет предъявлял свои требования на экзаменах. Студент выбирал путь получения знаний.
Университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами студенты, а в других – преподаватели. Формальную границу между ними в средневековом английском университете провести было практически невозможно.
Схема 1 Преподаватель Бакалавр Ученик Магистр низшего факультета (искусств) Школяр Учитель Профессор Школяр Бакалавр
Каковы же обязанности тьютора? Конец XVI века – тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая прежде всего за воспитание подопечных. XVII век – деятельность тьютора расширяется; все большее значение начинают приобретать образовательные функции: определяет и советует студенту какие лекции и практические занятия лучше всего посещать; как составить план своей учебной работы; следит за подготовкой учеников к экзамену. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.
В течение XVII–XIX веков система занимает центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней. Сегодня 90% занятий в Оксфорде и 75% в Кембридже проводится тьютором с одним или двумя студентами.
Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время. Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова. Тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года.
Тьютор был вынужден находиться в ситуации педагогического поиска, и результатом его работы была программа образования студента, а продуктом – сданный экзамен, то есть некоторый, признанный научным сообществом статус образованности его студента.
I. Идея концепции модернизации образования. Достижение нового качества образования – это фактически предполагается необходимость выработки и реализации нового, целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
II. Разведение позиций тьютора и психолога-консультанта Тьютор – позиция педагогическая. Схема 2 посредник предметность способ тьютор обучающийся коммуникация
Схема 3 Тьютор Предметность Способ Профессиональная (знаниевая) территория Технологии Интересы обучающихся
Тьюторская практика – деятельность, характеризующаяся наличием цели, взаимной ответственностью (консультирование – совместная деятельность).
Правила-лозунги тьютора Не старайся личностно понравиться ребенку. Личные качества не компенсируют, а подменяют профессионализм. Каждой консультации – свое время, место, способ назначения встреч. Разные пространства деятельности должны быть по-разному обустроены. Работая как тьютор – не забывай, что ты отчасти психолог. Не навреди. Не навязывай свое мнение. Обучай ребенка самостоятельно делать выбор, находить нужные способы решения проблемы. Правила необходимо пересматривать и дополнять.
Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией. «Гарантия на успех выражается в праве выбора образовательного маршрута, способов педагогической помощи. «Концепция права» ориентируется на реализацию запросов учащихся. Следовательно, цели школьного образования – это ожидаемые результаты, имеющие личностную значимость для учащихся, обеспечивающие развитие их личности, их способность эффективно действовать в многообразных и быстро меняющихся жизненных ситуациях» (О.Е. Лебедев).
Схема 4 Процесс образования Процесс обучения – процесс трансляции знаний, умений, навыков. Процесс воспитания – трансляция определенных ценностей.
«Образованный человек – человек, способный делать свои попытки в пространстве ответов на вопрос, как жить в отсутствии полного «знания» о жизни» (Н.В. Рыбалкина).
Образование Процесс формирования опыта у обучающихся Использование социального опыта Осмысление собственного опыта Результат образовательной деятельности – образованность личности, т.е. способность самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга значимых проблем.
Цель школьного образования состоит в достижении учащимися уровня образованности, соответствующего их потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования.
Взаимосвязанные направления повышения уровня образованности учащихся Направления Расширение круга личностно значимых проблем Расширение круга средств решения значимых для личности проблем. Развитие системы ценностей личности; самореализация; социализация Расширение образовательного пространства Расширение познавательной базы решения проблем на основе освоения «предметных» и «межпредметных» знаний Переход от универсальных методов, применимых в учебно-познавательной деятельности, к универсальным, применимым в практике и теоретической деятельности
Каким был прошлый учебный год для меня? С кем/ чем связаны положительные/отрицательные эмоции? Почему? Какие открытия я для себя сделал? Чего ты ждешь от этого года? Чья помощь тебе нужна?
Изучение предмета по индивидуальной программе с опорой на предметные интересы ученика. Обучение по индивидуальному учебному плану с опорой на межпредметные и полипредметные интересы. Построение индивидуальной образовательной программы, по своему материалу выходящей за пределы базовой школьной программы (экскурсии, дистантное образование и т.д.), сопровождающиеся формированием межпредметных навыков.
ЦЕЛЬ Учитель: знает ответы, знает, как правильно к ним подвести – это и есть часть профессии, он учит правилам и преподает законы. Тьютор: его опыт индивидуален, к каждому школяру подходит как к неповторимому.
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только – для очередного подопечного. Учителю сложно принять позицию самообразования на равных с нашими младшими коллегами.
Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены профессии… Представления о ценности и способности к самообразованию могут и должны формироваться значительно раньше.
Нужно ли вводить в школьную практику тьюторское сопровождение? Одна из проблем школьного образования, порожденная самим принципом школьного обучения – проблема мотивации к образованию – во многом может решаться за счет введения в школьную практику тьюторской позиции, при соблюдении некоторых условий.
Рекомендации по введению тьюторства в школе: 1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе). Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться САМОстоятельность. 2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.
3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школяров в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов. Тьютор непременно должен иметь собственный опыт самообразования. Например, это может быть опыт самостоятельного повышения квалификации или самореализации в какой-то другой практике. 4. Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, что у них была возможность обсуждать свои опыты. Это должны быть люди, увлеченные это идеей и готовые ее развивать на практике, а не назначенные на должность.