Проект школы будущего
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 410
Презентация "Проект школы будущего" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«В течение 2011 года для каждой школы надо создать прое кт школы будущего – видение того, как мо жет развиватьс я школа. Разработка таких проектов – это, конечно, дело, прежде всего учите лей, нынешних и бывших учеников, родителей. Но я считаю, что региональные власти могли бы разработать механизм их р еализации, привлекая в необходимых случаях бизнес» Д.А.Медведев Проект школы будущего «Идея, с которой я выступил в послании, заключается в том, что какая- бы школа ни была - либо в ней учатся 1500 человек, либо самые маленькие, каждая школа должна получить свою программу развития … Причем, это должна быть не маниловщина, но в то же время это должен быть, что называется, полет фантазий … Конечно, мы не сможем сделать такие школы в течение года-двух-трех лет, но если у наших 52 тысяч школ будет своя концепция развития, ориентированная на 5-10 лет, это будет уже огромный шаг. Можно будет считать деньги детские, деньги региональные и федеральные, можно привлекать спонсоров и готовить программы под новые условия. Таким образом, такой перспективный образ школы должен быть в каждой школе России» Д.А.Медведев 1
о и УТВЕРЖДАЮ Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Новые образовательные стандарты Поддержка талантливых детей Совершенствование учительского корпуса Сохранение и укрепление здоровья детей Изменение школьной инфраструктуры Расширение самостоятельности школ От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества (Д.А.Медведев). Школа будущего Нов ая школа - это институт , соот ве тст вую щий цел ям о пе ре жа ющ е го ра зв ит ия. В школе буде т о бес печен о из уч ение н е т о лько достиже ний прошл ог о, но и техно ло гий, котор ые п ригодятся в будущем . Р ебята будут в ов ле че ны в исследо вательс кие про екты и тв орч еск ие за нят ия, ч то бы н ауч ит ься изобре та ть , пон имат ь и осв аиват ь н овое , выра жа т ь собств ен ные мысли, принима ть решения и помо га ть друг другу, фор мулиро в ат ь инте ресы и о со зн авать возмо жн ост и. Нов ая шко ла - эт о шк ола для всех. В любой шко ле будет о бе спечива т ься успе шн ая социализация де те й с о граниче нны ми в оз мож но ст ям и здор овь я, дет ей- инв а лидо в, дете й, о ставш ихся бе з попе че ния ро дите ле й, находящихся в тр удно й ж из ненн ой сит уации. Б удут учитыв атьс я во зр астн ые о со бенн ости шко ль нико в , по -р аз ному о рганиз овано обуч ен ие н а н ачальн ой, осн овно й и ст аршей ст упе ни. Нов ая шко ла - это новы е учителя, о т кр ытые к о все му н овому, пон им аю щие де тскую п сихол огию и о со бенн ости р азвит ия шко льнико в, хорошо зн ающ ие св ой п ре дме т. За да ча учителя - п ом очь ребятам н айт и себя в будущ ем, ст ат ь самост оя те льным и, твор че ским и и ув е ре нн ыми в се бе л юдь ми. Чут кие, внимат ельные и во сприимч ив ые к интер есам шко льнико в, от кр ытые ко всему н ов ому уч ит еля - клю чев ая о со бенн ость ш колы б уд ущего. В та ко й школе изменится рол ь дир ектор а, по высит ся ст епе нь его сво бо ды и уро ве нь о тв ет ств ен но сти. Нов ая шко ла - эт о цен т р взаимод ейст вия к ак с род ит е лями и местн ым со общ е ство м, так и с уч реж дения ми куль тур ы, зд ра во охра не ния, спор та , до суг а, др угими о рган изациями социаль ной сфер ы. Шко лы как це нт ры д осуга будут о ткрыт ы в будние и в о скр ес ные дни, а школьн ые п ра з дники, кон це рт ы, спект а кли, спо ртив ные ме ропр ият ия будут мес том сем ейно го о тдыха. Нов ая шко ла - эт о сов ре ме нн ая инфра структ ура. Шко лы стан ут совре мен ными зда ниями - шко ла ми н аше й ме чты, с о ригин альн ыми а рхит ект ур ными и д из айне рскими ре шен иями, с доброт н ой и фун кциона льно й ш кольн ой ар хит е ктуро й - столов ой с в кусной и з доровой едой, медиа те ко й и библиотекой, в ысокот ехно ло гичн ым уч ебным обор удован ие м, шир окоп олосным Ин те рнетом , г рамот ными уче бн икам и и интеракт ивным и учебны ми п особия ми, ус лов иями для з ан ятий спорт ом и т вор че ст вом. Нов ая шк ол а - э то со вр емен ная систем а оц ен ки ка че ст ва о бр аз ов ан ия , котор ая должн а обеспе чив ат ь нас д ост о ве рной инфор ма цией т ом, ка к ра бо та ют от дельн ые о бр аз ов ате льные учре жден ия, и систе ма о бр аз ован ия в це ло м 2
ОСНОВНЫЕ ФОРМАТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА “ШКОЛА БУДУЩЕГО” Первый в России опыт организации масштабного делиберативного процесса, направленный на развитие институтов делиберативной модели демократии Вовлечение подростков и молодежи в делиберативный процесс Образовательный проект, содержанием которого является футуризация образования Вовлечение педагоги- ческой общественности в переустройство образования Форсайт-проект, направленный на формирование облика будущего (“Vision document”) отечественного образования и страны, достижение консенсуса в отношении облика будущего и стратегических целей развития страны 3
и – … ПРОЕКТ “ШКОЛА БУДУЩЕГО” МОЖЕТ СТАТЬ КЛЮЧОМ К БУДУЩЕМУ СТРАНЫ «Как уже не р аз говорил президент, От нюдь не технология perse |сам а по себе] подраз ум еваются два направления работы. Первое - э то непосредственно модернизация, гарант ирует долгосрочный экономи ческий р ост . Разумеется, важность технологии неоспорима, то есть подтяги вание экономики до но при чины роста сложнее и неоднозначнее. … современного уровня … Конеч но, тут надо видеть проблему: понимат ь, какие именно технологии нам нужны, где их взять. Но это не так сложно - были бы деньги... Вторая часть куда сложнее. Ее мо жно б ыло бы назвать футуриз ацией … Она требует создания особого культурного и психологическо го клим ата . Это, собственно говоря, и есть Глуб оки е и уст ойчивые преобразова ния нашей эпохи коренят ся не в технологии, а в обществе и куль туре … [и] инвестиции в инфраст рукт уру образования предсказывают дальнейший рост лучше, чем вложени я в об ъекты физической инфраструктуры, вроде каналов, железных дорог или автомагистралей (Р.Флорида. Креативный класс: люди, которые меняют будущее). путь инновационно го развития» (В.С урков ) ФУТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ОТПРАВНОЙ ПУНКТ ФУТУРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Будущее рождается на стыке вызовов, трендов, возможностей, “ставок” и “show-stopper” (ключевых проблем, стопперов). “Футуризация образования” - осуществление образования в контексте этих вызовов, трендов, возможностей, ставок и проблем. При условии качественного методологического обеспечения проект “Школа будущего” - возможность поместить образование в контекст стратегических вызовов, трендов, возможностей и т.д. В школах созид ается страна, сегодняшние школьники з ав трашние менеджеры , уч еные, политики, чиновники, пис атели, учителя и прочее, прочее, прочее П оэтому единственная стратегия, которую следует обсуждать, это стратегия ценностей нового поколения … Они будут грезить своими стратегиями, и создавать свою Россию, совершенно Сегодня школа Завтра общество 4 новую и невиданную в истории» (С .Роганов . Поколение Next в 2020 год у).
ФУТУРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (ИННОВАТИЗАЦИИ) ШКОЛЫ «Иллюз ия, характерная дл я всех знаний, Образование, ориентированное на прошлое - свод ответов на вопросы, приоб рет аемых через об разовательные каналы , – которые когда-то стояли перед человечеством. Это “кладбище вопросов” иллю зия зав ершенности. Когда исслед ователь Содержанием этого образования является совокупность ДИСЦИПЛИН, находится in statu pupillari [на положении ученика (лат .)] по отношению к любой научной дисциплине, он должен верит ь в разрешенность всех ее в опросов, пот ому ч то его учител я и учебники считают их решенными» (Р.Дж.К оллингвуд ). каждая из которых - ничто иное как “похоронный ритуал” для той или иной группы вопросов. Образование, ориентированное на будущее, осуществляется в контексте вопросов, ответы на которые еще не даны, более того, которые частью еще и не поставлены. Это образование, тестирующее культуру на ответчивость, и содержанием его являются ВОПРОСЧИВОСТЬ и ОТВЕТЧИВОСТЬ. «Разум не д ейс твует инстинктивно, а нуждается в испытании, упражнении и обучении, дабы постепенно продв игат ься от одной ступени проницательност и к другой … [Поэтому] нужен, быть может, необозримый ряд покол ений, которые последоват ельно передав али бы друг другу свое просвещение, дабы, наконец, довести зад ат ки в нашем роде до т ой степени развития, которая полностью соотв ет ствует ее [природе] ц ели» (И.Кант ). Тренды школа, образование Вызовы Возможности Проблемы, stopper Ставки «Ст ало понят ным, чт о одной из самых кардиальных трансформац ий в области образовани я станет его футуриз ация. Футуризаци я образовани я … – не просто какое-т о новое направление в Образование, ориентированное на будущее - часть глобальной ИГРЫ, в которой человечество делает ставки, отвечает на вызовы, пытается оседлать тренды, реализует возможности, преодолевает проблемы. Это образование, осуществляемое в контексте вызовов, трендов, проблем, ставок, возможностей. ПРОШ ЛОЕ В Э ТОЙ ИГРЕ ОБНАРУЖИВАЕТ СЕБЯ КАК ОПЫТ И ЛАБОРАТОРИЯ ОТВЕТЧИВОСТИ. современном образ овании и да же не его моде рниз ация. … Эт о принципиально новая форма … инноваци онного образования, [эт о] наполнение сод ержания об раз ования факт ора ми и мотивами будущего. Что собой пред ставл яет современное образование, … м ы все прекрасно знаем. Это — очень инерци онная, консервативная система. … Необходимо превратить т акое отста ющее об разовани е в образ ование, кот орое бы обеспечивал о дост ижение целей уст ойчивого развития. Для этого с одержание образование должно перест авить акценты и инт ересы с прошлого и отч асти настоящего в ст орону будущего. Эт от процесс см ещения акцент ов в образ овании я и называю футуриз ацией». А.Д .Урсул, науч ный руководитель Гуманит арно-э кологического инстит ут а, академи к РАЕН и А Н М ол давии 5
и ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА “ШКОЛА БУДУЩЕГО” КАК ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛИБЕРАТИВНОГО ПРОЦЕССА Вовлечение учащихся, п едагогической общественности, родителей и др. в делиберативный процесс Делиберат ив ный процесс (deliberate - об думывать, взвешивать, сов ещаться, обсуждать) - такой процесс коммуникации в сфере публичной полит ики, кот орый характеризуется открытым программируемым Экспертная и общественная оценки происходящих в школе перемен Импульс к формированию креативного общества содержанием, определенной конвенционал ьной коммуникативной страт егией, наличием от крытых инструментов и э тапов коммуникации, получением согласованных результ атов в виде сценариев и прот околов развития, пл анов публичных диалогов , конференц ий, исследовательских заказов и, в конце концов, вы ходом на то ил и иное законодательное или исполнительное решение, тот или иной социально значимый проект . Делиберат ив ный процесс Достижение консенсуса в отношении “облика будущего” и стратегических целей страны инициирует ся «фабриками европейский мыслител ь модель «делиберативной мысли». Ю.Хабермас демократии», Известный разраб от ал кот орая приз вана преодолеть многочисленные недостатки традиц ионного демократического обществ а Делиберативная демократия в сравнении с традиционной демократией привносит в политику голос граждан, живой и действенный, не тот, который ассоциируется просто с общественным мнением, определяемым социологическими опросами, простым голосованием или с каким-либо протестом. Наиболее важным и распространенным из инструментов делиберативной демократии является так называемый "делиберативный форум", целью которого является формирование "сведущего" гражданина, реально участвующего в принятии общественно важных решений. Делиберативная демократия предполагает воспитание ответственного гражданина, способного оценить сложность проблем, признающего законные интересы других заинтересованных групп (включая традиционных противников), генерирующего чувство общей принадлежности, общей воли и единства действия. 6
ПРОЕКТ “ШКОЛА БУДУЩЕГО” УЖЕ “ШАГАЕТ ПО СТРАНЕ”, НО ЕГО ТРЕБУЕТСЯ ФОРМАТИРОВАТЬ, НАПРАВИТЬ В РУСЛО ФУТУРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЛИБЕРАТИВНОГО ФОРСАЙТ-ПРОЕКТА Проект сети мыследе- ятельностной педагогики «Школа Будущего». Конкурс администрации Мегиона,”Единой России” и “Славнефть- Мегионнефтегаз” Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» Участие в британском проекте «Строим школу будущего». Конкурс “Школа будущего” Саратовской области Проект “Модель школы будущего” Билайн Школа нашей мечты ШСМ,г. Зеленоград Наша школьная планета Учебно- творческий проект МОУ «СОШ №32» г. Омска Монито- ринговое исследование “Школа, которую построил бы я”, Новосибирск Конкурс “Школа будущего” Калининград- ской области Интернет- проект “Какой должна быть школа будущего” (http://blog.i nternet.ru Проект “Взгляд в будущее” г. Красноярск Московский проект “Школа будущего: проект системных изменений” Конкурс "Школа будущего России глазами школьников" организованый Фондом развития социальной инициативы "Новые Перспективы" по заказу Министерства образования и науки РФ Всероссийский Форсайт-проект конкурс “Школа “Школа будущего” будущего” проекта общественной “Кремлевский час” программы “Детство” 7 Конкурс на лучший проект “Школа будущего” Республики Татарстан
ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА Администрация Президента РФ Министерство ШТАБ ПРОЕКТА, ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ КАК “ФАБРИКА МЫСЛИ” Проект Партии “Единая Россия” “Национальная инновационная система” образования и науки РФ Сайт проекта Профильные НИИ, консалтинговые центры, имеющие опыт реализации форсайт-проектов Институциональные и системные стейкхолдеры (ведущие ВУЗы, крупные корпорации) РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ Профильные подразделения администраций субъектов федерации и ОМСУ Бизнес-сообщества ЦЕНТРЫ НА БАЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ЭКСПЕРТНЫЕ И ПРОЕКТНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ШКОЛ 8 РИКи ВПП “Единая Россия”, региональные политсоветы Сеть региональных информационных ресурсов проекта в Интернет Научные общества учащихся
Федеральный штаб проекта, функционирующий по образу “фабрики мысли” ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН (СХЕМА, ДОРОЖНАЯ КАРТА) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Формирование инструментария (методического обеспечения) Подготовка модераторов Делиберативный процесс: сканирование и Подготовка обобщающих материалов для Министерства образования РФ и Президента РФ Заключительные региональные Формирование сети региональных методических центров (МЦ) Формирование экспертных панелей и проектных групп проектирование будущего конференции Заключительная всероссийская конференция 9
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: ПОДГОТОВКА МОДЕРАТОРОВ ЛИБЕРАТИВНОГО ПРОЦЕССА Навыки коучинга, игротехники, проектной деятельности, управления коммуникациями, управления проектной Подготовка модераторов федерального штаба (методологические семинары) деятельностью Понятия и задачи футуризации образования, организации либеративного процесса, планирования и реализации форсайт-проекта Проектирование осуществления проектов “Школа будущего” в масштабах региона и школы Подготовка модераторов региональных методических центров (всероссийский установочный делиберативный форум модераторов; в составе форума - мастер-классы, тренинги) Подготовка модераторов школьных проектных коллективов (включая учащихся старших классов) (региональные установочные конференции; установочные сценарные семинары, тренинги) 10
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯМ В ПОДГОТОВКЕ “УРОКОВ БУДУЩЕГО” Разработка методических рекомендаций по “Урок будущего” - преподавание школьного предмета в контексте трендов, вызовов, “ставок” возможностей, формирующих будущее соответствующей области знаний, сферы человеческой практики. Например, физика в контексте вызовов современной физике. Но, также, и литература в контексте трендов и вызовов, которые футуризации преподавания школьных предметов Проведение мастер-классов для учителей найдут отражение в литературе, изменят литературу. И т.д. Оказание методической помощи учителям в процессе подготовки уроков будущего 11 Привлечение ученых и иных специалистов для проведения уроков будущего
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛИБЕРАТИВНОГО ПРОЦЕССА ПРОЕКТНЫЙ И СЦЕНАРНЫЙ СЕМИНАРЫ ДЕЛИБЕРАТИВНЫЙ ФОРУМ, МОЗГОВОЙ ШТУРМ, ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА КРЕАТИВНЫЙ СЕМИНАР ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КОНФЕРЕНЦИЯ 12 ЭССЕ “ШКОЛА БУДУЩЕГО” ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА