Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 315
Презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок русского языка в 11 “A” классе (подготовка к ЕГЭ) Учитель русского языка и литературы Краюшкина И.В. 2008 год
Как через анализ текста раскрыть авторский замысел? Схема сочинения-рассуждения (часть С) Вступле-ние Проблема Комментарий Позиция автора Свое мнение. Аргумент 1 Аргумент 2
1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (З)Ведъ и любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определен ной эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идет не о любви, а совсем о другом. (б)Любовъ — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры. (8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенгю незнакомые между собой, но объединенные единым чувством люди откровенно плачут в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слезная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окру жающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесъ, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе. (13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десъ обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве сво его духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворенный континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времен, пространств и поколений. (18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Еще Сократ сказал: «Прекрасное — трудно». (Ю. Бондарев)
А29. В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, что эмоциональная необразованность губительна для человека? 1) Предложение 7: «А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры». 2) Предложение 10: «Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби». 3) Предложение 12: «Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе». 4) Предложение 17: «Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворенный континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времен, пространств и поколений».
Определите стиль и тип речи данного текста. 1) разговорный стиль, рассуждение и повествование 2) публицистический, повествование 3) художественный, повествование и рассуждение 4) публицистический, рассуждение
Как через анализ текста раскрыть авторский замысел? Стиль речи: публицистический (эмоциональность, образность речи, вовлечь в сопереживание) Тип речи: рассуждение (автор изображает, рисует, показывает, размышляет, объясняет) Проблема текста: Кто несёт ответственность за чистоту и сохранность природы?
Приметы призывность, оценочность, эмоциональность, общедоступность, образность, логичность. Цель воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения Рассматриваемые проблемы политические, философские, нравственные, бытовые, социальные Композиция статьи 1.напоминает научное рассуждение а) выдвигается важная общественная проблема б) анализируются и оцениваются пути её решения в) делаются выводы 2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задаётся вопросом, справедливо ли его утверждение Лексические особенности слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно-приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей Эмоциональные средства выразительности ( эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация,фразеологизмы, термины в переносном смысле Морфологические особенности существительные в род.падеже, активны причастия и деепричастия Синтаксические особенности - риторические вопросы и восклицания - повторы, синтаксический параллелизм - присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения - вводные слова и предложения - причастные и деепричастные обороты - сложные синтаксические конструкции - распространённые обращения Жанры статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад)
Как через анализ текста раскрыть авторский замысел? Создание вступления по вариантам: 1вариант–назывные предложения с последующим заявлением проблемы текста, 2 вариант – проблемный вопрос и выход на тему исходного текста, 3 вариант –краткое сообщение об авторе
Ключ к заданиям В1-В7: Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 В1 СУФФИКСАЛЬНЫЙ СЛОЖЕНИЕ С СУФФИКСОМ СУФФИКСАЛЬНЫЙ В2 ЧТО ПРЕКРАСНЕЙШЕЕ САМОЙ, КАЖДЫЙ В3 ПОМОГАЮЩЕЕ ПОНЯТЬ САМОЙ ЖИЗНИ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПОСТУПКИ В4 12 13 12 В5 6 6 8 В6 2 19 11 В7 3 7 10
Как через анализ текста раскрыть авторский замысел? В8. «Что ждёт человека, не научившегося ценить прекрасное? _____«серая жизнь» воссоздает это будущее. Отчего это может случиться?________«эмоциональная необразованность» — «духовная пустота» (предложения 11, 12) называют эти причины. Поэтому, наверное, автор особую роль в воспитании чувств отводит Слову в литературе, и_______«оно как проводник, го товый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времен, пространств и поколений» (предложение 17) точно отражает его назначение. И учиться прекрасному нужно в юности, в ту пору, которая так образно передана______: «когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы». Список терминов: 1) развернутое сравнение 2) метафора 3) анафора 4) контекстные синонимы 5) эпитет 6) фразеологизм 7) контекстные антонимы 8)синекдоха 9) риторический вопрос 8 , 4 , 6 , 1
Как через анализ текста раскрыть авторский замысел? Комментарий – это разъяснительные примечания к какому-либо тексту. (словарь С.И. Ожегова)
Комментарий к первому абзацу текста: (Что?) В. Астафьев рассказывает о встрече, которая произошла в Подмосковье. (Как?) Писатель подчёркивает, что произошла она не на его родине, в Сибири, а в Подмосковье и, используя наречие «всё-таки», он показывает, насколько он надеялся на эту встречу (Зачем?) так как не хотел верить, что на свете нет людей, способных на «посильную добровольную работу» по спасению природы. Как через анализ текста раскрыть авторский замысел?
Как через анализ текста раскрыть авторский замысел? Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение по тексту