Изобразительные средства языка
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 279
Презентация "Изобразительные средства языка" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Лексика ( антонимы, синонимы, устаревшие слова, неологизмы, разговорная лексика, просторечная лексика) и фразеология Средства создания словесной образности: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет, перифраза. Синтаксических возможностей языка: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, лексический повтор, синтаксический параллелизм, эллипсис (или неполнота предложений), предложения с прямой речью
В языкознании изобразительные приёмы тропы фигуры речи (или стилистические фигуры). Троп (от греч. tropos — поворот, оборот речи) — изобразительный приём, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. Цель тропа - украсить речь, сделать её более выразительной. сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет и перифраза. Фигура речи — это особое синтаксическое построение, служащее для усиления выразительности речи. Антитеза, градация, оксюморон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, лексический повтор, синтаксический параллелизм и эллипсис.
Антонимы служат лексической основой для создания антитезы ("Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!", Г. Державин).
Неполные синонимы создают градацию стилистическая фигура - последовательное нагнетение или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи "Не жалею, не зову, не плачу...» Есенин "Восток белел... Восток алел... Восток пылал...». И. Тютчев
Оксюморон Оксюморон - словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу, основанное на парадоксе. «Живой труп» ( Л.Н.Толстой) «Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский) «страшно красивая», «безумно умен» «мужественная женщина»
Лексические изобразительные приёмы Устаревшие слова Разговорные слова Просторечные слова. Фразеологизмы Оксюморон строится на сочетании слов с противоречащими друг другу значениями
Сравнение — изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного предмета или явления с другим. Сравнение можно выразить различными способами. Предложения со сравни- тельными союзами как, будто, как будто, словно, точно; Формы сравнительной или превосходной степени прилагательных и наречий: . Творительный падеж со значением сравнения 1. Лед неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит. 2. На улицах не было ни души, словно весь город внезапно вымер. 3. Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? 4. На душе тоскливо — хоть волком вой.
Метафора - изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, т. е. на употреблении одного слова для наименования другого предмета, в чём-то сходного с первым. И осень огненный парик срывает ливневыми лапами . ( В. Егоров) Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана (В. Маяковский). метафора
И вот без шума и без стука Скок на порог подруга-скука. В лицо пытливо заглянула: Не ждя в ответ Ни «да», ни «нет», В приют привычный проскользнула. Я ни мольбой, ни гибкой тростью Прогнать не в силах злую гостью. Косыми поведёт глазами, Как будто год Со мной живет, Сидит не двигаясь часами. Сухой рукой укажет флягу, Я выпью, на кровать прилягу, Она присядет тут же рядом И запоёт, И обоймёт, Шурша сереющим нарядом. С друзьями стал теперь в разводе, И не живу я на свободе. Не знаю, как уйти из круга: Всех гонит прочь В глуxую ночь Моя ревнивая подруга. Лежу, лежу... душа пустеет. Рука в руке закостенеет. Сама тоска уйдёт едва ли... И день за днём Живём, живём, Как пленники в слепом подвале.
Это может быть полезным. Частными разновидностями метафоры являются олицетворение и эпитет. Например, в предложении И осень огненный парик срывает ливневыми лапами (В. Егоров) метафора осень срывает (парик) одновременно является олицетворением, а метафора огненный (парик) — эпитетом.
Гипербола Гипербола (от греч. hyperbole — избыток, преувеличение) — изобразительный приём, состоящий в явно неправдоподобном преувеличении свойств, качеств, признаков предмета, явления или действия. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. Толстой); В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Гипербола часто встречается и в обыденной эмоциональной речи, например: Тысячу раз спасибо; Я вам уже сто раз об этом говорил!
Это может быть полезным. Изобразительный приём, обратный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном преуменьшении свойств, качеств, признаков предмета, явления или действия, называется литота (от греч. litotes — простота), Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Н. Некрасов); Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов).
Олицетворение Олицетворение — изобразительный приём, состоящий в том, что: 1) неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются свойства или действия живого существа, например: океан грозно ревел (т. е. издавал звуки наподобие животного); 2) неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или живому существу, не обладающему сознанием, приписываются свойства или действия человека, река смеялась, переливаясь в лучах солнца гусь взволнованно рассказывал курам о своих приключениях Забормотал спросонок гром… (К. Паустовский); Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин); … И теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются» (А. Чехов).
Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. ( М.Лермонтов)
Это может быть полезным. В силу того что олицетворение, как правило, создаётся глаголами в переносном образном значении, оно одновременно является частным случаем метафоры как изобразительного приёма.
Эпитет Эпитет (от греч. epitheton — пpиложение, прибавление) — изобразительный приём, состоящий в образном определении предмета, А ну-ка песню нам пропой, весёлый (т. е. быстро двигающийся, летящий, резвый, похожий на весёлого человека) ветер (В. Лебедев-Кумач); Сквозь волнистые туманы пробирается луна, На печальные (т. е. кажущиеся автору унылыми, тёмными, как будто действительно печальными) поляны льёт печально свет она. (А. Пушкин).
Это может быть полезным. Эпитетами являются также образованные от качественных прилагательных качественные наречия в переносном образно характеризующем значении, например: печально дремлет небосвод, река лениво катит волны, сладко дремлет лес. В силу того что эпитет создаётся прилагательными (и образованными от них наречиями) в переносном образном значении, он одновременно является частным случаем метафоры как изобразительного приёма.
Перифраза. Перифраза (иногда перифраз — от греч. periphrasis — пересказ, описательное выражение) — изобразительный приём, состоящий в замене какого-либо слова или выражения описательным оборотом, который называет существенные признаки обозначаемого. красный петух (об огне, пожаре), братья наши меньшие (животные), корабль пустыни (верблюд) стражи правопорядка (милиционеры), голубые береты (десантники), голубые каски (миротворческие силы), Страна восходящего солнца (Япония), город на Неве (Санкт-Петербург)
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима… (А. Грибоедов); Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? (А. Грибоедов). Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. Гоголь); Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую! (И. Бродский). Прости, о слава! обманувший друг. Опасный ты, но чудный, мощный звук… (М. Лермонтов); Что ты делаешь, птичка, на чёрной ветке, оглядываясь тревожно? Хочешь сказать, что рогатки метки, но жизнь возможна? (И. Бродский).
Лексический повтор Лексический повтор — изобразительный приём, состоящий в намеренном повторении в тексте одного и того же слова или нескольких слов с целью обратить на них особое внимание читателя. С помощью лексического повтора выделяются ключевые для данного текста или его отрывка, особо значимые для автора слова. Приведём два примера из русской поэзии. Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством… (М. Лермонтов). Он чёрен был, не чувствовал теней. Так чёрен, что не делался темней. Так чёрен, как полуночная мгла. Так чёрен, как внутри себя игла. Так чёрен, как деревья впереди, Как место между рёбрами в груди (И. Бродский).
Синтаксический параллелизм Синтаксический параллелизм (греч. parallelos — идущий рядом) — изобразительный приём, состоящий в одинаковом или очень сходном построении соседних предложений текста с целью обратить внимание читателя на смысл, заключённый в параллельных конструкциях. Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери (А. Пушкин). Не оттого, что зеркало разбилось, Не оттого, что ветер выл в трубе, Не оттого, что в мысли о тебе Уже чужое что-то просочилось, — Не оттого, совсем не оттого Я на пороге встретила его (А. Ахматова).
Неполнота предложений (эллипсис) Эллипсис (греч. elleipsis — недостаток, нехватка), или неполнота предложений, — изобразительный приём, состоящий в намеренном пропуске какого-либо члена предложения или его части с целью придать высказыванию динамичность, сходство с живой разговорной речью. Я за свечкой, Свечка — в печку! Я за книжкой, Та — бежать И вприпрыжку Под кровать! (К. Чуковский); На прощанье — ни звука. Граммофон за стеной. В этом мире разлука — лишь прообраз иной (И. Бродский).
Прямая речь как изобразительный прием Прямая речь как буквальная, дословная передача чужой речи всегда является изобразительным приёмом в художественных произведениях, поскольку служит для речевой характеристики героев, для создания яркого и ёмкого образа каждого из них. «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось… О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!»
Индивидуально-авторские неологизмы Индивидуально-авторские неологизмы (греч. neos — новый) — 1) слова, придумываемые мастерами художественного слова в определённом тексте с целью повысить его изобразительно-выразительные свойства и создать яркий, необычный образ, например: громокипящий кубок у Фёдора Тютчева, планов громадьё у Владимира Маяковского, акула Каракула у Корнея Чуковского, пластмассово-застывший океан у Евгения Евтушенко; 2) слова, возникающие в народном словотворчестве для выражения иронического или комического смысла, например: ожлобление народа, бессапожье, академарий, мордальон, конвульсиум, кока-колонизация, ханастезиолог, лживопись, бредисловие, прихватизация, бородоносец и др.
Парцелляция фигура речи преимущественно письменного литературного языка, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П. Г. Антокольский). "И днем. И ночью. Кот ученый все ходит. По цепи. Кругом». ( А.С.Пушкин) Ни о каком ребенке речи не было, зато Олег купил видеомагнитофон. С рук. За бешеные деньги. ( В.Токарева)
Этого только и не хватало. Но именно этого только и не хватало. Не хватало. Этого. Только. («Антон, надень ботинки!» В.Токарева ). "И пляшет тень его в окне .Вдоль насыпи. В ночи осенней. Там. За Араксом. В той стране" (П. Антокольский). П. способна передать интонацию живой непринужденной речи: "Об детях забывал! обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом! Танцовщицу держал! и не одну!.. Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру!" (А.С. Грибоедов).