Морфемика. Орфография 5 класс

Морфемика. Орфография 5 класс - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Морфемика. Орфография 5 класс:
Презентация на тему Морфемика. Орфография 5 класс к уроку по русскому языку

Презентация "Морфемика. Орфография 5 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

Уроки русского языка в 5ом классе МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. Материал подготовила Морозова Наталья Терен
1 слайд

Уроки русского языка в 5ом классе МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»

Урок № 1 (1-2) Тема: «Корень слова.» Цель урока: научиться определять лексическое значение корня; по
2 слайд

Урок № 1 (1-2) Тема: «Корень слова.» Цель урока: научиться определять лексическое значение корня; подбирать однокоренные слова и выделять корень; научиться находить омонимичные корни, корни, выделяемые с учетом исторической членимости слова на морфемы (элементы этимологического анализа)

Смотри в корень! Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ. Например, если
3 слайд

Смотри в корень! Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово КОРЕНЬ. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьёзных ошибках – это в корне не правильно. Если что-то надо основательно передать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Смотри в корень! или Зри в корень! Что обозначают эти выражения?

В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот
4 слайд

В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Вот, например, как он размышлял над словом РОДНИК: «Родник родит реку, а река льётся-течёт через … всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Правильные корни (В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ словаре) По происхождению слово НАРОД связано со словом РОД: РОДИТИ, НАРОДИТИ, НАРОД

Итак, КОРЕНЬ – общая часть родственных слов Лес Лестница Лесничий Честный Чесночный Чеснок Левый Лев
5 слайд

Итак, КОРЕНЬ – общая часть родственных слов Лес Лестница Лесничий Честный Чесночный Чеснок Левый Лев Налево Смешной Смешать Смешить Водичка Водитель Водяной Найдите «третье лишнее»

Найди родственные слова У ручья стояла ива, Год за годом зеленела. Подрастала год от года, - Не спеш
6 слайд

Найди родственные слова У ручья стояла ива, Год за годом зеленела. Подрастала год от года, - Не спеша растут деревья. А какие вырастают! (Б.Заходер)

Урок № 2 (1-2) Тема: « Чередование звуков в корне» Цель урока: познакомиться с основными вариантами
7 слайд

Урок № 2 (1-2) Тема: « Чередование звуков в корне» Цель урока: познакомиться с основными вариантами чередования гласных и согласных в морфемах; научиться видеть чередование в слове; отработать навыки подбора однокоренных слов.

Задание. Следующие слова измените или подберите к ним «родственников», от которых «убежала» беглая г
8 слайд

Задание. Следующие слова измените или подберите к ним «родственников», от которых «убежала» беглая гласная. Читать, окошко, пень, темнота, огонь, лев Чтение, окно, пня (нет), тьма, огня, льву Заруби себе на носу

Герда, старая норвежка, Рассказала мне о том, Как сидел внутри орешка Чёрт с рогами и хвостом. Но пр
9 слайд

Герда, старая норвежка, Рассказала мне о том, Как сидел внутри орешка Чёрт с рогами и хвостом. Но прибавила старуха: Изменился белый свет. Говорят, ни злого духа, Ни чертей на свете нет. (С. Маршак) Найдите в стихотворном отрывке слово, в котором при изменении происходит чередование согласных. Наблюдай!

Урок № 3 Тема: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний» Цель урока: пронаблюдать явлени
10 слайд

Урок № 3 Тема: «Чередование полногласных и неполногласных сочетаний» Цель урока: пронаблюдать явление чередования полногласных и неполногласных сочетаний в словах; обратить внимание на их правописание, расхождение по значению и стилистической окраске.

Оро \\ ра Оло, ело \\ ла, ле Ере \\ ре Чередование полногласных и неполногласных сочетаний Ворота –
11 слайд

Оро \\ ра Оло, ело \\ ла, ле Ере \\ ре Чередование полногласных и неполногласных сочетаний Ворота – Врата Воротить – возвращение Волочить – Влачить Молочный – Млечный Ошеломить – шлем Бережный – Небрежный Передать – предать Сопоставляй, сравнивай!

1) Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся. 2) Все их громко величают И царевича венчают Княжей
12 слайд

1) Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся. 2) Все их громко величают И царевича венчают Княжей шапкой, и главой Возглашают над собой. 3) Видит белочка при всех Золотой грызёт орех. 4) Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами. Определите слова с полногласным и неполногласным сочетанием. Приведите к ним пару. Чередование полногласных и неполногласных сочетаний

Охл…ждать - ………….. Х…л…дильник - ………. Г…р…да - ……………… Гр..жданин - ……………. Зд…р…вье - …………… Др…весина
13 слайд

Охл…ждать - ………….. Х…л…дильник - ………. Г…р…да - ……………… Гр..жданин - ……………. Зд…р…вье - …………… Др…весина - ………….. Др..гоценный - …………. Огл…вление - …………. Краткий - ………… Град -……………. Брег - …………… Младший - ……… Власяница - …….. Брадобрей - …….. Чреда - ………. Слова для справки: Бородач, город, берег, коротко, чередование, молодец, волосатый. Подберите смысловую пару! Ра, ла, ре оро, ере, оло

Урок № 4 (1-5) Тема: «Правописание корней с чередованием гласных А-О» Цель урока: выработка умения в
14 слайд

Урок № 4 (1-5) Тема: «Правописание корней с чередованием гласных А-О» Цель урока: выработка умения видеть опознавательные признаки данной орфограммы и обозначать их на письме; выделение слов с изучаемой орфограммой из данного предложения и текста.

Суффикс - командир До чего же властный характер у суффикса - А - ! Он захватил власть над двумя корн
15 слайд

Суффикс - командир До чего же властный характер у суффикса - А - ! Он захватил власть над двумя корнями и теперь распоряжается над тем, что в них писать – А или О. Например: касаться – коснуться излагать - изложение

-раст- -рос- Придумай слова с корнями Исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, подросток от
16 слайд

-раст- -рос- Придумай слова с корнями Исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, подросток отрасль -ращ-

Выр(а,о)стить, отр(а, о)сла, подр(а,о)стать, р(а,о)стительность, р(а,о)сти, отр(а,о)сль, зар(а,о)сла
17 слайд

Выр(а,о)стить, отр(а, о)сла, подр(а,о)стать, р(а,о)стительность, р(а,о)сти, отр(а,о)сль, зар(а,о)сла, р(а,о)стение, р(а,о)сточек, водор(а,о)сли, произр(а,о)стать, р(а,о)сток. Задание! Найди орфограмму, выдели корень

Наблюдаем! Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня. – Я знаю, что скоро растаю, Лишь только увижу
18 слайд

Наблюдаем! Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня. – Я знаю, что скоро растаю, Лишь только увижу весёлую стаю, Растаю, по камням звеня… (Ф. Сологуб) Есть ли в этом стихотворении слова с корнем - раст-?

Согласные -К- и -Ч- Задание. Придумайте как можно больше слов с этими корнями, используя разные прис
19 слайд

Согласные -К- и -Ч- Задание. Придумайте как можно больше слов с этими корнями, используя разные приставки и образуя разные части речи. Что влияет на чередование гласной А/О в корне? Василиса Премудрая соскочила с коня на землю. Конь заржал и ускакал куда-то. (Э. Успенский) Исключения: скачок, скачу.

мак – (быстро, несколько раз) мок – (насквозь пропитаться) М…кать валик в банку с клеем. Дети надели
20 слайд

мак – (быстро, несколько раз) мок – (насквозь пропитаться) М…кать валик в банку с клеем. Дети надели непром..каемые плащи. Обм..кнуть кисть в краску Бегемот обм..кнулся в озере. Различай значение корней!

Определите значение корней! Фигуры равны. (одинаковы, похожи друг на друга) Ровная поверхность. (гла
21 слайд

Определите значение корней! Фигуры равны. (одинаковы, похожи друг на друга) Ровная поверхность. (гладкая, без каких-либо возвышений) Исключение: равнина

В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит. Под ним богатырь знаменитый В минувшие веки зар
22 слайд

В степи, на равнине открытой, Курган одинокий стоит. Под ним богатырь знаменитый В минувшие веки зарыт… Курган же с высокой главою, Где витязь могучий зарыт, Ещё не сровнялся с землёю, По-прежнему гордо стоит. (А. К. Толстой) Выпишите из четверостиший слова с корнями – равн -, -ровн-. В. Васнецов. Боян. Читай внимательно!

Равномерное движение машины вызывало простые и спокойные мысли. 2) На сравнительно небольшой высоте
23 слайд

Равномерное движение машины вызывало простые и спокойные мысли. 2) На сравнительно небольшой высоте дышится легко благодаря чистому горному воздуху. 3) Носорог старался удержать равновесие в движущейся клетке. Исследуем предложения!

В гости пришло ударение -зор - - зар - Что влияет на чередование гласной в корне? Ударение
24 слайд

В гости пришло ударение -зор - - зар - Что влияет на чередование гласной в корне? Ударение

Гореть, пригорел, угорел, загорание, угар, нагар, загар Запомни ! - гор - - гар - Спиши и поставь в
25 слайд

Гореть, пригорел, угорел, загорание, угар, нагар, загар Запомни ! - гор - - гар - Спиши и поставь в словах ударение. Какое лексическое значение имеет корень – гор -?

Урок № 5 (1-3) Тема: «Правописание корней с чередованием Е-О; А(Я) – ИМ, ИН» Цель урока: усвоить пра
26 слайд

Урок № 5 (1-3) Тема: «Правописание корней с чередованием Е-О; А(Я) – ИМ, ИН» Цель урока: усвоить правила правописания корней с чередованием Е-И; уметь узнавать «в лицо» корни, на которые распространяется данное правило.

Суффикс -А- продолжает командовать Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Разжигать – разжёг По
27 слайд

Суффикс -А- продолжает командовать Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Разжигать – разжёг Почитать - почёт Назови корни с чередующейся гласной.

Вставьте пропущенные буквы 1. На востоке подн…малось ослепительно бл…стевшее солнце. 2. Однообразна
28 слайд

Вставьте пропущенные буквы 1. На востоке подн…малось ослепительно бл…стевшее солнце. 2. Однообразна была степь, расст…лавшаяся глубоко под ними. 3. Приж…гание – это лечебный метод. Небольшие ранки и царапины можно прижечь йодом. Начинай тренировку!

Девичьи имена Запоминание, поднимается, предпринимать, внимание, занимательный, понимание От данных
29 слайд

Девичьи имена Запоминание, поднимается, предпринимать, внимание, занимательный, понимание От данных слов образуйте слова с сочетаниями –ИМА-, -ИНА-. Снять, обнять, поднять, отнять, проклясть, припомнить.

Отзывы на edulib.ru"Морфемика. Орфография 5 класс" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать