Основные этапы развития письма
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 310
Презентация "Основные этапы развития письма" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Значение письма в истории развития общества. Люди пользуются устной речью около 500 тысяч лет. Первоначальные формы начертания письма появились 5 тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет. Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма.
Предметные послания как средства передачи сообщений. Письмо возникло из потребности передать сообщение людям, отсутствующим в данное время в данном месте. В письменную эпоху в этих целях могли использоваться различные предметы. Значение предметов в таких посланиях должны быть известны отправителю и получателю. Иначе коммуникация состояться не может
Известно перуанское письмо кипу – палочка или толстая шерстяная нить с навязанными разноцветными шнурками с узелками, каждый из которых имел определенное значение. Так же использовалось и у инков. Цвет шнурков, их толщина и длина, количество узелков - все это имело свое значение. С помощью кипу инки сохраняли важную информацию и передавали сведения о размере военной добычи и числе пленных, о собранных налогах и об урожае кукурузы и картофеля.
Североамериканские ирокезы использовали для передачи сообщений вампум – широкий пояс, сделанный из нитей, унизанных раковинами или бусами, подобранными определенным образом в соответствии с содержанием сообщения.
Предметным посланием, несущем определенную информацию, является в средневековой Европе перчатка как знак вызова на дуэль.
Этапы развития начертательного письма. Первым типом письма была пиктография, т. е. письмо рисунками (от лат. Pictus «нарисованный» и греч. Grapho «пишу») Пиктограмма представляет собой рассказ в картинках, который передает целое сообщение, обычно нерасчлененное на слова.
«Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другим охотником, заночевал» Пиктограмма. «Дневник» эскимоса-охотника. Здесь линейный ряд рисунков передает линейный ряд сообщения.
Пиктограмма. «Прошение» индейцев. Вторая пиктограмма, обращение индейских племен к президенту, расшифровывается так: «Племена журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота поручили в едином порыве сердец главе племени журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в область озер».
Пиктограммы используются и в настоящее время. Это изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских, дорожные знаки и др.
Следующим этапом письма была идеография, т. е. письмо понятиями (от греч. Idea «идея, понятие» и grapho «пишу»). При этом виде письма идеограмма – графический знак в виде отвлеченного рисунка или условного изображения служит символом понятия, стоящего за словом. Каждое слово находит здесь свое обозначение. Поэтому такие знаки называют еще логограммами (от греч. Logos «слово») .
Розетский камень, благодаря находке которого Ф. Шампольон смог приблизиться к дешифровке древнеегипетских иероглифов, так как надпись содержала передачу одного и того же текста вверху древнеегипетскими иероглифами, посередине -древнеегипетским демотическим письмом, а внизу был дан перевод текста на древнегреческий язык.
К идеографии относятся условные обозначения на географических картах, где специальными знаками помечены леса, болота и т. д.
Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое, письмо (от греч. Syllabe «слог»). При этом виде письма графические знаки являются силлабемами, обозначающими слог. Для пояснения такого разложения слова можно привести следующий пример: если бы мы русское имя Шура разложили на шу и ра и передали эти куски в соответствии с их французским значением шy(chou) – «капуста» и ра (rat) – «крыса», то мы изобразили бы иероглифами «капусты» и «крысы» это имя.
Лучшим примером такой слоговой системы служит древнеиндийское письмо «деванагари», где каждый знак, как правило, служил изображением согласной в сочетании с гласной а, т. е. слогов па, ба, та, да и т. п.; для того чтобы читать другую гласную, применялся тот или иной надстрочный или подстрочный знак; если же требовалось передать одну согласную, то ставился особый подстрочный «запретительный» знак вирама.
Последний шаг на пути фонографии был сделан древними греками, которые заимствовали графические знаки, судя по названиям букв, от финикийцев, но стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные, так как в греческом корни и аффиксы состояли не только из согласных, но и из гласных. Для обозначения гласных греки использовали лишние согласные финикийского письма (алеф, хе, вав, айн в финикийском обозначали согласные, а в греческом гласные: альфа, эпсилон, ипсилон и омикрон). Для особых придыхательных греческих согласных были придуманы специально буквы: υ – «тета», φ –«фи», х – «хи» (первоначально это были т, п и к придыхательные). Таким образом, греческий алфавит в его ионийской редакции был первым буквенно-звуковым алфавитом и послужил в дальнейшем основой для алфавитов латинского, славянских и многих других. Следует подчеркнуть, что буквы таких алфавитов передавали не просто звуки, а соответствовали основным звукам – фонемам. Поэтому такие алфавиты можно назвать фонематическими.