Зарубежный опыт социального планирования
- Рубрика: Презентации / Презентации по Экономике
- Просмотров: 340
Презентация "Зарубежный опыт социального планирования" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
1.Роль государства в экономике (административные и экономические методы регулирования) «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни» Аристотель
Сравнительный анализ моделей экономики Итак, рассмотрение двух базовых моделей смешанной экономики свидетельствует о том, что характер модели, ее смена другой вызваны потребностями социально-экономического развития и опираются на положения основных школ теоретической мысли. Как уже отмечалось, можно вести речь и о других моделях - командной (плановой, социалистической), причем в различных ее модификациях, например, рыночного социализма; фашистской; модели социального рыночного хозяйства Германии (Л. Эрхард); шведской модели (шведский социализм); о моделях экономик "новых индустриальных государств" и др.). Рис.1
Ни в одной стране мира государственная власть не остается простым наблюдателем того, как протекают экономические процессы, а пытается воздействовать на них. Это вполне понятно, т.к. экономика – базовая сфера общества. Рассмотрим основные причины и проблемы Государственного воздействия на экономику: Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Рыночная система предъявляет достаточно жесткие требования к методам государственного регулирования: - недопустимы действия государства, разрывающие связи внутри рыночного механизма (директивное планирование, натуральное распределение, административный контроль над ценами). Однако это не означает, что государство снимает с себя ответственность за уровень и динамику цен, воздействуя на них экономическими методами. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; - рынок - самонастраивающаяся система и воздействовать на него можно лишь экономическими мерами, что не исключает мер административных; - государство должно отслеживать результаты применения тех или иных регуляторов и нести ответственность за последствия собственных решений и действий. В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики, а также специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (это и воздействие на валютный курс и платежный баланс) См. Схему 1
Е. Г. Ефимова Экономика: Учебное пособие: -М, 2005 Государственное регулирование экономики. Под ред. Морозовой Т.Г. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии ВЛАДИМИР ХЛЫНОВ Дудкин В., Петров Ю, Индикативное планирование\\ Российский экономический журнал 1998 № 7-8 Испанский экономический блог Venttisura Список используемой литературы
Современное рыночное хозяйство регулируется различными формами. Однако можно выделить две преобладающие: - экономическое воздействие на производственные процессы (косвенное воздействие); - административное воздействие на экономику (прямое). Поскольку речь идет о государственном регулировании, разграничение экономических и административных форм носит условный характер. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования. Ведь он приводится в действие посредством административного решения и находится под контролем соответствующего государственного органа. С другой стороны, в административных регуляторах есть момент экономического хотя бы потому, что действие косвенно сказывается на поведении участников экономических отношений. Несмотря на некоторую схожесть, экономические и административные формы государственного регулирования все-таки являются противоположностями. Административные формы существенно снижают свободу выбора, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения ее выпуска. Чем шире действие административных методов регулирования, тем меньше сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений. Экономические формы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на его конъюнктуру и косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров и услуг, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет производителей увеличивать объем предложения. Под моделью государственного регулирования экономики мы называем систему базовых целей и методов их достижения. Первоначально можно выделить следующие основные модели, соответствующие концепциям современной смешанной экономики: кейнсианская (либерально-реформистская) модель и неоконсервативная (неоклассическая). См.рис.1
На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т.д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям.
Модели государственного регулирования экономики В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.) · Централизованное планирование - макроэкономическое (государственное) планирование, территориальное (региональное) планирование; · Децентрализованное планирование - межфирменное планирование, микроэкономическое (внутрифирменное) планирование.
В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования - программирования - бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов: * как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне; * как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга. С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.
В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов. Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования. В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др. В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация: 1) на рынке отдельного товара; 2) в конкретном секторе экономики; 3) на мировом рынке. В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка. Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются: а) макропланирование; б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы; в) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей; г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.
В Японии Общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер, такое планирование - особая, достаточно эффективная форма государственно-монополистического регулирования В отличие от директивного планирования, при котором план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства, общегосударственное планирование в Японии носит индикативный характер. Разрабатываемые планы формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах. С начала планирования в Японии разработано 12 общегосударственных программ социально-экономического развития страны, не считая ныне действующего плана на 1996-2000 г. Поставленные ими цели преследовали решение наиболее важных проблем, стоявших в тот или иной конкретный период. Однако их полное достижение в условиях стихийности рыночной экономики, особенно для такой страны, как Япония, которая в значительной степени зависит от внешнего рынка, вряд ли было возможным. Решение намеченных задач, сопровождаемое серьезными, часто непредсказуемыми трудностями, могло носить лишь частичный характер. Все это, на наш взгляд, позволяет говорить об эффективности общегосударственного экономического планирования в Японии. Точка зрения некоторых экономистов, в том числе российских, о сугубо “декоративном” характере подобных программ представляется не корректной, хотя нельзя отрицать серьезных трудностей, просчетов и неточностей в планировании рыночной экономики. Сложившейся формой общенационального планирования в Японии, является, таким образом, периодическая разработка общегосударственных планов социально-экономического развития страны. В этом процессе в той или иной мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и прежде всего министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности. К составлению планов привлекаются и многие научно-исследовательские организации, а также широкий круг опытных специалистов и экспертов. Главную же координирующую роль в их разработке играет Управление экономического планирования, а совещательно-исполнительную - Экономический совет. Управление экономического планирования является важной составной частью кабинета министров и возглавляется генеральным директором в ранге государственного министра. В числе других подразделений в его структуре существует Бюро планирования, главная функция которого заключается в организации разработок долгосрочных экономических планов. Наряду с этим оно координирует действия всех административных подразделений правительства в области осуществления наиболее важных мероприятий, предусмотренных экономическим планом; анализирует и оценивает общий потенциал страны; планирует и координирует основные мероприятия и программы, относящиеся к развитию энергетики; курирует Национальный институт прогнозных исследований. Особого внимания заслуживает такая специфическая черта японского общегосударственного планирования, как его продуманная и заранее предусмотренная гибкость. Практически ни один из действовавших планов не просуществовал до первоначально намеченных конечных сроков. Однако их досрочная замена очередными новыми программами отнюдь не является результатом провала, а вызвана тем, что основные плановые показатели были превзойдены или почти выполнены за более короткий период. Это вызвало необходимость разработки новых ориентиров, отвечающих изменившимся внутренним и внешним условиям. *** В целом 40-летний опыт Японии в области общегосударственного экономического планирования в рыночных условиях свидетельствует о том, что оно является особой, весьма гибкой и достаточно эффективной формой государственно-монополистического регулирования хозяйства.
Прогноз долгосрочных темпов мирового экономического развития, в данном случае до 2025 и 2050 гг., что примерно соответствует границам восходящей и нисходящей волн большого цикла, целесообразно разбить на несколько составляющих: оценку динамики ВВП на душу населения и совокупной величины ВВП США как лидера НТП; оценку динамики соответствующих показателей развитых стран, помимо США; оценку динамики экономического роста развивающихся стран; оценку динамики экономического развития стран с переходной экономикой; оценку перспектив мирового экономического развития; сравнение возможных итогов экономической динамики наиболее крупных стран и оценку изменения соотношения сил в мировом хозяйстве. США и другие развитые страны Итоги экономического развития США в XX в. показывают, что как в первой, так и второй его половине среднегодовой темп прироста производительности труда (среднее значение в расчете па одного занятого и на один человеко-час) составил примерно 2, 0%. В первой половине столетия ВВП на душу населения рос медленнее, чем можно было ожидать с учетом динамики производительности труда, в силу сокращения средней продолжительности рабочего времени. Во второй половине она изменилась в меньшей степени, чем в первой, и показатели динамики производительности труда и ВВП на душу населения практически совпали. Темпы накопления и использования научно-технического потенциала в стране - лидере НТП приобрели в долгосрочной перспективе весьма устойчивый характер. Это позволяет предположить, что в первой половине XXI в. динамика соответствующих показателей не претерпит существенных изменений. Показатели роста производительности труда в США в 1996-2005 гг. подкрепляют предположение, что при разработке прогноза экономической динамики США на первую половину XXI в. можно опираться на показатели развития во второй половине XX в. Величину среднегодового прироста ВВП на душу населения за полный цикл формируют 2, 4% в период восходящей волны и 1, 6 - в фазе нисходящей. . Прогнозные оценки по остальным странам "большой семерки", а также по совокупности развитых стран могут основываться на предположении о том, что экономический рост большинства развитых стран будет происходить по траектории догоняющего развития в фазе восходящей волны, как это было в цикле второй половины XX в. Отставание стран "большой шестерки" от США, сложившееся после 1990 г., сравнительно невелико по сравнению с его степенью накануне 1950-х годов. Соответственно можно предположить, что среднегодовой темп прироста ВВП на душу населения в странах "большой шестерки" в первой четверти XXI в. будет на 0, 1 - 0, 3 п. п. выше, чем у США Во второй четверти столетия, напротив, возможно отставание соответствующих показателей стран этой группы от США на 0, 1 - 0, 2 п. п. в связи с более ранним переходом последних к новому циклу развития. Отметим, что гипотеза опережающего развития стран Западной Европы и Японии по сравнению с США исходит из предположения, что назревшие реформы в области налогообложения, трудового и социального законодательства в этих странах будут осуществлены , что сделает их экономику более гибкой и привлекательной для инвестиций.
Прогнозирование роста ВВП развивающихся стран представляет собой более сложную задачу, чем развитых. Это обусловлено как объективными факторами, в том числе и меньшей надежностью исходных показателей, так и большей зависимостью их развития от проводимой социально-экономической политики. Оценить влияние большого цикла на экономическую конъюнктуру в развивающихся странах непросто. Восходящая волна в целом позитивно сказывается на мировом экономическом развитии. Для ряда развивающихся стран, сумевших создать благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, возможно ускорение роста и в фазе нисходящей волны. Тогда уменьшаются возможности для выгодного приложения капитала в развитых странах и соответственно увеличивается его экспорт. В фазе нисходящей волны особенно заметно воздействие на экономический рост политического фактора. Это подтверждается сопоставлением показателей развития крупных стран Азии и Латинской Америки за последние два десятилетия XX в. и в первой половине 2000-х годов . . По показателю ВВП на душу населения развивающиеся страны могут к 2025 г. превысить порог в 10 тыс. долл. в ценах и по ППС 2000 г. По критериям 1960-х годов они перейдут в разряд развитых. Динамика их экономического развития будет соответствовать логике большого цикла. Вместе с тем эффект догоняющего развития также будет иметь место. Можно предположить, что среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения снизятся до 3, 0%. Тогда этот показатель в данной группе стран в 2050 г. превысит 22 тыс. долл. и составит почти 90% от среднего уровня экономического развития стран Западной Европы в 2000 г. Согласно этому сценарию, совокупный ВВП развивающихся стран достигнет в 2025 г. 68, 6 трлн долл. и будет на 1/4 больше показателя развитых стран. В 2050 г. ВВП развивающихся стран превысит 160 трлн долл. и превзойдет совокупный результат развитых стран на 85%. Для определения будущей расстановки сил в мировом хозяйстве необходимо оценить возможные достижения в экономической области наиболее крупных по численности населения стран. В недрах Goldman Sachs родилась аббревиатура BRIC (Brasilia, Russia, India, China), означающая, что четыре крупные по численности населения страны, три из которых относятся к группе развивающихся и одна (Россия) - к странам с переходной экономикой, обладают наиболее высоким потенциалом экономического роста в обозримом будущем.
Среднегодовой темп прироста ВВП на душу населения составит в 2001-2025 гг. 3, 3%. В повышательной волне второй половины прошлого века он равнялся 3, 2%. Тогда основным "локомотивом" роста выступали развитые страны (3, 5%). В XXI в. высокие темпы роста будут определяться развивающимися странами. В этот период названный показатель у них ожидается равным 4, 4%, в то время как у развитых стран - 2, 4%. Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП достигнут 4, 3%, а разрыв между развивающимися и развитыми странами еще больше увеличится (5, 5 против 3, 1%) за счет более быстрого роста населения в развивающихся странах. По всем прогнозам, в первой четверти XXI в. развивающиеся страны впервые превзойдут по своей экономической мощи (размеру ВВП) развитые. Другими словами, мир действительно станет многополярным. Так, в 2025 г. по величине ВВП, рассчитанной по ППС, Китай превзойдет США, а Индия - Японию. Бразилия к этому же сроку опередит Германию. По размеру ВВП на душу населения развивающиеся страны в среднем достигнут уровня благосостояния развитых стран конца 1960-х годов. Во второй четверти XXI в. темпы мирового экономического развития существенно замедлятся. Среднегодовой темп прироста мирового ВВП на душу населения составит 2, 4%, то есть будет ниже показателя первой четверти на 0, 9 п. п. Еще сильнее уменьшатся темпы роста ВВП (до 2, 8%, или на 1, 5 п. п.) в связи с замедлением увеличения численности населения. Неизбежно обострение экологического кризиса и дефицита ресурсов, вызванных быстрой индустриализацией стран с большой численностью населения. К середине XXI в. развивающиеся страны по величине ВВП займут доминирующее положение в мировом хозяйстве. Не только Китай, но и Индия превзойдут США по этому показателю. Развитые страны сохранят свои позиции лидеров научно-технического и организационного прогресса. Развивающиеся страны в целом по размеру ВВП на душу населения приблизятся в 2050 г. к показателю Западной Европы конца XX в., но их уровень будет ниже показателя развитых стран 2050 г. примерно в 4 раза и стран с переходной экономикой - в 2 раза. Отставание развивающихся стран от развитых по величине ВВП на душу населения за 50 лет сократится вдвое. Испанский экономический блог Venturatis опубликовал долгосрочный прогноз роста ВВП стран мира до 2050 г. Согласно прогнозу Venturatis , в развивающихся странах мира ожидается стремительный рост ВВП. Так, к 2050г. ВВП Индии вырастет более чем в 31 раз по сравнению с 2009 г, Нигерии – в 23 раза, Китая – более чем в 14 раз, Индонезии – в 14 раз, Мексики – в 10 раз, Бразилии – в 7,6 раз, России – в 6,6 раз.
Долгосрочный прогноз роста ВВП стран мира до 2050 г С правой стороны относительно центральных линий 2014 и 2050 г. расположены страны, положение в рейтинге которых улучшится по отношению к 2009 г. Китай к 2050 г. станет страной с самым большим ВВП в мире (70 млрд.долл), что позволит Поднебесной значительно обогнать нынешнего лидера США (38,5 млрд.долл.). А Индия, благодаря самым высоким показателям роста, переместится с 12 места в рейтинге стран по объему ВВП на 3-е. Что касается стран ЕС, то в течение следующих 40 лет в их экономике значительных изменений не произойдет: в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании – ВВП увеличится менее чем в 2 раза. Следствием такой разницы в темпах роста экономики, к 2050 г. станет практически полностью изменившийся состав восьмерки лидеров по объему ВВП: если в 2009 г. – это США, Япония, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бразилия, то в 2050 г. – это Китай, США, Индия, Бразилия, Мексика, Россия, Индонезия, Япония. С правой стороны относительно центральных линий 2014 и 2050 г. расположены страны, положение в рейтинге которых улучшится по отношению к 2009 г. Китай к 2050 г. станет страной с самым большим ВВП в мире (70 млрд.долл), что позволит Поднебесной значительно обогнать нынешнего лидера США (38,5 млрд.долл.). А Индия, благодаря самым высоким показателям роста, переместится с 12 места в рейтинге стран по объему ВВП на 3-е. Что касается стран ЕС, то в течение следующих 40 лет в их экономике значительных изменений не произойдет: в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании – ВВП увеличится менее чем в 2 раза. Следствием такой разницы в темпах роста экономики, к 2050 г. станет практически полностью изменившийся состав восьмерки лидеров по объему ВВП: если в 2009 г. – это США, Япония, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бразилия, то в 2050 г. – это Китай, США, Индия, Бразилия, Мексика, Россия, Индонезия, Япония