Личностно – ориентированный подход в обучении химии
- Рубрика: Презентации / Презентации по Химии
- Просмотров: 294
Презентация "Личностно – ориентированный подход в обучении химии" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг
Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение ? Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке? Какие методы и средства обучения выбрать? Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников? Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?
Якиманская Ирина Сергеевна доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно- ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО 20 декабря 2001 г.
Сущность современного личностно-ориентированного подхода в образователь ном процессе состоит в следующем: признание ученика субъектом процесса обучения, признание его индивидуально сти, самобытности; опора не только на личность ученика, но и на личность учителя; возможность самореализации в соответствии со своими способностями, предостав ляемая ученику; единство обучения и учения; осмысление осуществляемой деятельности учеником, т.е. рефлексия.
Основные компоненты овладения знаниями: Восприятие информации Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации) Запоминание (создание образа) самооценка
Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода : индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка).
Концепция личностно- ориентированного обучения химии Для построения личностно-ориентированной технологии обучения химии необходимо исходить из следующих ключевых позиций: - необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта; - обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии; обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность; - большое внимание уделять качественным задачам; - использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление; - создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения; - расширять спектр личностного выбора ученика; - способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Этапы работы учителя : Диагностика учащихся класса и составление характеристик: психолого-педагогических особенностей и состояния обученности основным общеучебным умениям. Подбор рекомендуемых и противопоказанных каждому ученику (в зависимости от его психологических особенностей, а также его прошлой академической подготовки) методов обучения и образовательных технологий; Внутренняя дифференциация ученического коллектива на основе выделения по типологическим признакам разных групп с разным уровнем развития. Разработка оптимальной структуры урока. разработка сценариев и проведение уроков.
Карта интересов I 1 9 17 25 33 41 49 57 IX II 2 10 18 26 34 42 50 58 X III 3 11 18 27 35 43 51 59 XI IV 4 12 20 28 36 44 52 60 XII V 5 13 21 28 37 45 53 61 XIII VI 6 14 22 30 38 46 54 62 XIV VII 7 15 23 31 39 47 55 63 XV VIII 8 16 24 32 40 48 56 64 XVI
Характеристика потребностно -мотивационной сферы учащегося 9 17 25 Умения самоорганизации 33 41 49 57 Наличие высокого уровня притязаний к учебе 2 10 18 26 тревожность 34 42 50 58 вероятность завышенной самооценке 3 11 19 27 Умение работать с дополнительной литературой 35 43 51 59 Готовность к групповой работе 12 2 0 28 36 Интерес к физике 52 60 интерес к технике 13 21 28 37 интерес к математике 53 61 интерес к творческим работам 6 14 22 30 38 интерес к гуманитарным наукам 46 54 62 Владение графическими умениями 7 15 23 31 39 интерес к биологии 47 55 63 значимость фактора везения 8 16 24 32 40 интерес к химии 48 56 64 превалирование мотива избегания неудач
Обобщенные результаты анализа «Карт интересов» класс Дата составления Уровень сформированности познавательных интересов Высокий средний низкий Повышенный интерес к учебным предметам химия математика физика биология самооценка завышенная адекватная заниженная Уровень тревожности на уроке низкий средний высокий Уровень сформированности общеучебных умений высокий средний низкий
Характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся № п/п пол возраст Скорость реакции темперамент п/л полушар. Ведущий канал восприятия Проблемы Инд./псих. Соц.-псих. Характерист. Итоговый вывод по тенденции обучаемости Великова Даша ж 15 5-7 с холерик Лев. Виз. тревожность лидер + Гениатуллин К. м 16 более 25 с Сангв. Прав. Кинест. Произв. Внимание, агрессивность, память референт +/-
Состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям (в %) Ф.И.уч-ся Читать осмысленно, запоминать Воспроизв. По памяти Чертиь, рисовать Монологически высказываться Вести учебный диалог Отвечать на вопросы, решать задачи Ставить вопросы Выделять гл. мысль Составлять тезисы, конспект Записывать содержание урока Пересказывать устно, письменно Действовать по инструкции, алгоритму Использовать знания в станд. ситуации Использовать знания в нест. ситуации Великоваа Д. 100 100 60 70 90 70 80 100 70 80 70 100 100 70 Гениатуллин К. 50 20 20 5 5 5 20 60 50 50 5 5 50 5
Индивидуальная методическая инструментовка Рекомендуемые и противопоказанные Ф.И. уч-ся Методы обучения Коммуникативно- дидактические техники учителя Образовательные технологии Объяснит.-иллюстр. Частично-поиск, исслед. Проектно-творч. Монолог инф. Эврист. Опрос фронт.,инд. Показ, инструкт. Самост. Деят. Лекция, семинар, л/р Опорные сигналы, консп. Коллективн. Творческая деят. Инд. Маршруты. Модульн. Технол. Великова д. Гениат .К. Инф. Фронт. показ л/р Коллектив Лекци
Разработка оптимальной структуры урока Начало, мотив, тема и цели 4 мин Первичная Актуализация Знаний, Опорные конспекты 3 мин Системная Актуализация Знаний, Восстановление Навыков, выполнение Опытов, выводы 10 мин Переход к Закрепле- нию 1 мин. Предъявление Нового Материала, Оформление Коспекта, 15 мин Систематическое Закрепление, Обращение к цели, 5 мин. Итог Урока. Оценка Деят-ти Учащихся 5 мин. окончание, Релаксация , мотив на завтра 1 мин. Переход К обуч. Части 1 мин.
Динамика формирования надпредметных умений Ф.И. уч. обобщать ставить и решать проблемы Оперировать понятиями Рассуждать по аналогии оценка Условные знаки: «+» наблюдается приращение в формировании умения «-» Наблюдается деградация умения «0» состояние сформированности умения остается на прежнем уровне 1.Великова Д 2. Гениатуллин К. + + 0 - + _ + 0 5 3
Подведение итогов урока Чему учились на уроке? Что вам запомнилось? Кто запомнился? Что нового узнали на уроке? А что хотели бы повторить (изменить)?