Образы славянской мифологии
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 350
Презентация "Образы славянской мифологии" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ДАЖЬБОГ Бог Солнца и его олицетворение. В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки-русские. Покровителем и родоначальником которых считалось это светоносное божество. Некоторые ученые растолковывают слово «славный» как «происшедший от Солнца», «потомок солнца».
стрибог Повелитель, верховный властитель ветров. Слово «стри» означает воздух, поветрие. «Слово о полку Игореве» называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи.
ВЕЛЕС Велес(или Волос)-славянское «скотий бог», олицетворение хозяйской мудрости. Первоначально считался звериным богом вообще и покровителем охотничьей добычей. В «Слове о полку Игореве» читаем: «Или так бы запел ты, вещий Боян, внук Велеса : «Кони ржут за Сулой – звенит слава в Киеве. Трубы трубят в Нова – городе, стоят стяги в Путивле».
ХОРС Божество света, родственное Дажьбогу (богу Солнца). В «Слове о полку Игореве» о князе Всеславе сказано, что он ночью рыскал волком, пробегая из Киева до Тмутаракани прежде Хорса, то есть восхода солнца.
КАРНА И ЖЕЛЯ Божества погребального обряда : Карна – олицетворение печали , Желя – беспредельного сострадания. В «Слове о полку Игореве» читаем: «А Игорева храброго полка не воскресит! По нем кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле, размыкивая огонь людям в пламенном роге».
ДИВ Див - одно из многих воплощений верховного бога Сварога (владыки Вселенной, родоначальника богов). Это вихрь-человек. Сверкающий, точно молния, который внезапно появлялся на пути войска, идущего в поход, на бой, и выкликал пророчества: то страшные, то благоприятные. В «Слове полку Игореве» «Див кличет вверху дерева…».
СОЛНЦЕ Одно из первых божеств древних славян (наряду с месяцем и звездами). В фольклоре к солнцу обращаются герои в трудных случаях жизни, и божество дня, сострадая несчастью, помогает им. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла. То есть нечистой силы, мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия.
ВЕТЕР В «Слове…» Ярославна плачет, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего лады?...»В поверьях славян ветры обычно представали существами одушевленными. Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбой о помощи как к существам живым и готовым выручить в беде.
Сокол Сокол пользовался в русском фольклоре большим почетом. Он считался воплощением небесных стихий. Сокол боевит, победоносен, неотразим в сражениях. Ему уподобляются многие сказочные герои. В «Слове…» читаем: «Далеко залетел сокол, птиц избивая – к морю!» , «Уже соколам крылья подсекли саблями поганых…»
Ворон В древности считался птицей, связанной с миром мертвых, со смертью. Народная мифология уверяет: ворон черен оттого, что связан с силами тьмы. В «Слове…»: «…но часто вороны граяли, трупы между собой деля».
Кукушка Вещая птица, посвященная богине весны Желе. Она определяет долготу человеческой жизни. В народных песнях славян прилетает горевать над умершими; она – олицетворение невыносимой сердечной печали по милым умершим людям.
орел Для всех славянских народов орел - царь –птица, олицетворение гордого могущества и вольности. Бог –громовник Перун чаще всего воплощался в нем. По старинному поверью, появление орла над войском служило предзнаменованием победы.
Волк Животное, чаще других встречающееся в фольклоре славян. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Образ волка неоднозначен. Вор и разбойник по своей звериной натуре, волк помогает человеку в сказках. Это след почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени .Но со временем почитание тотема и страх перед лютым хищником разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом , чем помщником. В «Слове…» волку уподобляются как русский князь, так и половчане.
Редуцированнные (краткие , ослабленные) гласные 12век-времена автора «Слова…» 11век-времена «песнетворца Бояна» Ъ и Ь на конце слов утратились Ъ (ер) = О Ь (ерь) = Е Тогда великыи Святославъизрони злато слово… Тогда великыи Святославоизрони злато слово… Тогда Игорьвозьре на светое солнце… Тогда Игоревозере на светлое солнце… Рано онъ- звонъ Ранооно- звоно
Фольклорные традиции в «Слове…" Образы и изобразительно-выразительные средства Сказово - песенный характер повествования 1.Образы языческой мифологии. 1.Ритмичность. 2.Оценочное уподобление людей птицам и животным. 2.Анафора, повторы. 3.Олицетворение природы. 3.Инверсия. 4.Метафоричность. 4.Синтаксический параллелизм. 5.Постоянныеэпитеты. 5.Преобладание гласных и сочетаний гласных на конце слов. 6.Иносказание. 7.Гиперболизация. 8.Цветопись.