Человек и природа в славянской мифологии
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 289
Презентация "Человек и природа в славянской мифологии" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Задачи проекта: Изучить литературу о славянской мифологии. Познакомиться с сохранившимися славянскими мифами. Определить взаимоотношения мира людей и мира природы, нашедшие своё отражение в мифологии древних славян.
Понятие мифологии Мифология — это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого — mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология — это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.
Понятие язычества Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).
Главная тема славянских мифов Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты — солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.
Велес Велес – покровитель охотников, ещё он бережёт скот. Оттого и звали его иногда и Скотьим Богом.
Велес В дань ему каждую осень на полях оставляют несколько колосков – несжатую полоску ржи. «Велесу на бородку», - говорят пахари.
Велесовы дни В древности на Руси праздники накануне Нового года посвящались Велесу. Люди молили об урожае, гадали о будущем, заклинали скот от мора, нечистой силы и хищников. И назывались эти недели «велесовы дни».
Велесовы дни Тогда брал хозяин топор, надевал шубу вверх мехом, подражая мохнатому богу Велесу, и шёл оберегать своё богатство, призывая на помощь всемогущего и всеведающего «скотьего бога»
Макошь Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля и есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.
Лада С Макошью связана и сестра её – Лада, богиня любви и покровительница брака. В её власти заставить рожать вспаханное поле. Она же научила людей пахать. И стали с тех пор люди с нетерпением ждать весны.
Лада При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают ещё и в неделю Троицына дня, когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом. А сильна-дробна пчела На полёт вылетела, Ай, дидо, ой, ладо! На полёт вылетела, На лугах садилася, Разные цветы-травы рвала, Она себе венок вила На свою головушку, На свою весёлую, Ай, дидо, ой, ладо!
Ярило Ярило – бог солнца, а ещё божество плодородия. Едет он от села к селу. Конь под ним белый с увитой цветами гривой. В одной руке у Ярилы сноп спелых колосьев, в другой – рог с веселящим пивом. Русые кудри украшает венок васильковый.
Ярило Праздник, посвящённый Яриле, называется Ярилки. Люди встречают щедрого бога радостными песнями: - Расходился Ярило По всему свету, Полю жито народил, Людям детей плодил. А где он ногою, Там жито копною. А куда он взглянет, Там колос зацветает.
Ярило Всю ночь длятся игрища вокруг костров горящих на холме. А самый красивый юноша в колпаке, украшенном бубенцами, цветами и лентами водит хороводы, раздаёт угощения, затевает игры.
Перун Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.
Купало Вот тогда и появляется Купало, божество земных плодов, лесных трав и цветов. Неслышными шагами проходит он по земле, и благоухает на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами.
Купало Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через огонь, а девицы с венками на головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало: Купало, Купало! Где ты зимовало? «Летовало во лесе, Зимовало в велесе!»
Купало В чародейную эту ночь деревья сходят с места, собираются, ведут между собой тихие, шелестящие беседы. Толкуют о чём-то своём травы. Лопочут звери. И все друг друга понимают.
Выводы: 1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д. 2. Объектом поклонения становились силы природы — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая. 3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой. 4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).
Литература 1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, 2007. 2. Перевезенцев С.В.Славянская мифология. –Http://www.portal-slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID=35236. 3. Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза, 2008. 4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text.