Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 346
Презентация "Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Л.Д.Короткова
Опыт работы учителя начальных классов МОУ «Соболевская средняя школа» Елиной Ольги Михайловны
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: Различать добро и зло; -решать проблемы; -предвидеть результаты своего выбора; -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков. Воспитание чувств: -любовь к человеку и окружающему миру; -совестливость и порядочность; -умение прощать и не помнить зла; -сопереживание, сочувствие; -патриотизм; -смирение и терпение; -уважение родителей; -мужество, справедливость.
Используя приёмы сказкотерапии, педагог получает возможность снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность. Роль педагога: Умение понимать истинный смысл ответов детей; Проявить сострадание, сочувствие к ребёнку; Быть наблюдательным; Осторожность в словах и суждениях; Умение любить ученика;
Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Литература: Л.Д.Короткова Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации-М.;2006. Л.Д.Короткова Сказкотерапия для дошкольников младшего школьного возраста. –М.; ЦГЛ 2003.
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие М.;ЦГЛ,2006.
Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки. Монография-М;ЦГЛ, 2006.
ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П. Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения,иллюстра- ции, поделки, проигрывание.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ Объяснительно-иллюстративный. Проблемно-поисковый. Эвристический. Практический Игровой.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ Приёмы работы со сказкой могут зависеть от цели работы После чтения сказки обсудить поступки героев, сами ситуации и т.д. Рисунки по мотивам сказки или поделки из природного материала. Выявление причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил так. Проигрывание эпизодов сказки, «сыграть» эмоции героев и понять их. Проигрывание вариантов решения ситуаций.
программа Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Короткова Л.Д. Цели программы: Дать ребёнку возможность: Почувствовать и осознать своё место и свою нужность в этом мире, свою необходимость для близких людей; Понять душевную и духовную связь с родителями, учиться их понимать, уметь сопереживать близким людям; Развивать в себе духовно- нравственные качества;
Развивать в себе духовно-нравственные качества; Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями ; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.
Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.
«На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов
«Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».
Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»
Желает привлечь к себе внимание! «Висляткин ключ» «Стоющее лечение» Желает отомстить за что-то взрослому! «Иная месть не убережёт честь» «Сёмка Мокрый» «Оторви да брось» «Возле всякого плетня не посадишь кабеля» «Конфеты в блестящих обёртках»
Желает власти над родителями и сверстниками «Деньги и власть – не всегда всласть» «Серебряные часы со звоном» «Рождественское чудо» «Ждёшь короны золотой – а там лишь хвост с чешуёй» «Кочан капусты» «Такая жуткая история» «Яркая ленточка»
Желает избежать неудачи «О плохом мечтать – счастья не видать» «Фёкла – Грязный хвост» «Чужой оговор для души не в укор» «Телячий остров» «На всякий случай»
Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…» Работа со сказкой. Цели: 1-й этап. Способствовать, опираясь на метафоры сказки, оценочному отношению детей к своему поведению в природе; Воспитывать любовь, уважение к природе, способствовать пониманию средств и способов охраны родного края. ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная со всеми детьми класса. ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.
2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.
СОДЕРЖАНИЕ: Чтение сказки с показом иллюстраций картин родной природы, леса и его обитателей, беседа по содержанию сказки.
Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?
Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?
ПСИХОГИМНАСТИКА: Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься! Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью. А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком. Солнышко устало светить целый день. Отдохни! Ложись на облачко, укройся им и поспи. Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.
Развитие мышления и воображения: Как понимать выражение : «Всё у Матвейки перевернулось в душе в этот день»? Какие ещё испытания мог встретить Матвейка? За что он расплачивался? Придумай , кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка. Сказка и экология: Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал? Почему нужно беречь и охранять природу? Что нового вы узнали о лесе и его обитателях? Как можно беречь и охранять лес?
Вопросы к Земле: Почему на Земле так много грустных деревьев? Какая боль сильнее: тела или души? Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но каждый из вас пройдёт её по-своему. Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней. В жизни главное понять свои ошибки и не делать их больше. Пусть следующая тропинка будет для вас лёгкой!
Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации из бумаги. Любят коллективные работы.
Л.Д.Короткова «Как потрудились – так и наградились» НРАВСТВЕННЫЙ УРОК. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Видно птицу по полёту. ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ. Справедливо ли были награждены девушки? Кто вам симпатичнее?