Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 305
Презентация "Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников является научно-методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция является аксиологической (ценностно-нормативной) основой взаимодействия общеобразовательных учреждений с иными субъектами социализации: учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, СМИ с целью совместного обеспечения условий для духовно-нравственного развития обучающихся.
Актуальность Концепции определяется тем, что, помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг., в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, труду, друг к другу.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать структурообразующим компонентом социокультурного пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она должна стать не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. Задачи систематизируются по трем направлениям: личностного развития обучающихся, общественных и государственных отношений.
Духовно-нравственное развитие личности –формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм, нравственных идеалов. Воспитание (духовно-нравственное воспитание гражданина России) – педагогически организованный процесс принятия обучающимся базовых национальных ценностей.
-Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» и ст. 9 «Образовательные программы»), - проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования
обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ ЗАБОТА о младших и старших ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев
В стране не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.
Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы
ПАТРИОТИЗМ (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания); ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения) СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи); Труд и творчество (любовь к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость); Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие); ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);
классному руководителю обеспечить: педагогическую поддержку решения школьниками межпредметных воспитательных задач; подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий; участие в добровольных детских разновозрастных организаций различной направленности; координацию программ семейного и школьного воспитания; содействие в решении индивидуальных проблем духовно-нравственного развития детей.
получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников в системе «школа — семья — социум» через диагностирование в ходе мониторинговых исследований возрождения детско-юношеских и молодежных движений
ПАТРИОТИЗМ СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ СЕМЬЯ ТРУД И ТВОРЧЕСТВО ПРИРОДА И ИСКУССТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Структура целостного воспитания школы включает множество воспитательных программ и подпрограмм. Каждая из них осуществляется по пяти направлениям: 1.Урочная деятельность; 2.Внеурочная деятельность (культурные практики); 3.Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 4.Семейное воспитание; 5. Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Нравственный пример педагога. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример – всегда главный для обучающихся – нравственного личностного поведения;
Социально-педагогическое партнерство. Субъекты образовательного процесса в современных условиях не способны самостоятельно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей;
Индивидуально-личностное развитие. Развитие личности – безусловный приоритет отечественной педагогики 1990-х гг. – остается одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития она приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество – все то, в нравственном отношении к чему утверждает себя человек и развивается личность.
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся обеспечивается программами воспитания. Они должны иметь интегративный, комплексный, межпредметный характер, быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей.
Социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребовано жизнью ребенка, его семьей, другими людьми, обществом. Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается нформированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения. Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» потребует возвращения в систему образования профессиональных педагогов-воспитателей.
Реализацию программ по направлениям: социальная благотворительность, патриотическое воспитание, туристско-краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание и др. социальные и культурные практики: военно-патриотические мероприятия, помощь старикам, сиротам, беспризорным детям, охрана памятников, исторического наследия, экологические и трудовые мероприятия и т.д.
создание (наличие) культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества; создание (наличие) социально-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие; создание (наличие) эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
создание (наличие) эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего; работа школы с семьей, систематическое привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся;
взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями, традиционными российскими религиозными организациями, армией, органами охраны правопорядка;
взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы воспитания и социализации
интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся; направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России; педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России
Политический смысл происходящих сегодня в стране изменений заключен в переносе национальных приоритетов с декларации (предоставления) свободы на формирование свободоспособности. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся
Свободоспособность — это намерение и умение личности использовать социальные возможности для саморазвития в конструктивной общественной деятельности. Фундамент свободоспособности составляет труд в многообразии и единстве его видов — духовный, интеллектуальный, творческий, физический, семейный, общественный.