Гайдар шагает впереди! Творческое наследие писателя
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 334
Презентация "Гайдар шагает впереди! Творческое наследие писателя" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Гайдар шагает впереди! Творческое наследие писателя». Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна
«В дни поражений и побед»: К моменту увольнения из армии Аркадий уже имел почти завершенную вчерне рукопись первого своего произведения — повести, получившей название «В дни поражений и побед». Не за кончив работы, он везет рукопись матери на юг, в Алупку. Мать была безнадежно больна. Сначала я написал повесть «В дни поражений и побед». Когда я показал ее писателю Федину, то он сказал мне: «Писать вы не умеете, но писать вы можете и писать будете». Тогда я стал учиться. Учили меня: Константин Федин, Михаил Слонимский и особенно много Сергей Семенов... А. ГАЙДАР. ОБЫКНОВЕННАЯ БИОГРАФИЯ В НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВРЕМЯ. А.Гайдар
Альманах «Ковш»: Он стал писать и в литературу вошел «командиром», определив себе «боевую задачу» - воспитывать новое поколение. В.Смирнова. Аркадий Гайдар Гайдар начинает работать в альманахе «Ковш». Как и в первом бою, в повести заметны и поспешность, и неуверенность, и просто неискушенность начинающего литератора, нуждавшегося в профессиональных советах. И он с самого начала получил от опытных товарищей щедрую помощь. Ленинград. Дом книги. Здесь размещалась редакция альманаха «Ковш».
По следам первой книги… Титульный лист рукописи повести А. Голикова (Гайдара) «В дни поражений и побед». 1924 г. Ленинградский альманах «Ковш» с повестью А.Голикова «В дни поражений и побед». 1925 г. Обложка первой книги А. Голикова (Гайдара)— отдельного издания повести «В дни поражений и побед» Москва. 1926 г. Иллюстрации к повести «В дни поражений и побед» Худ. Д. Хайкин.
По следам первой книги… И в самом деле, поначалу ему и самому казалось, что он полон творческих сил и неисчерпаемых замыслов. В короткий срок пишет рассказ «Патроны», в журнале «Звезда» публикует первый вариант (для взрослых) большого рассказа «Р. В. С», намечает роман «Взрыв»... Однако вскоре пришлось пережить тяжелый для начинающего литератора творческий кризис и убедиться в том, что писательская работа куда как труднее, чем ему представлялась на первых порах. Роман «не пошел». Он глубоко переживал, не сразу понял, в чем причина неудачи, тем более что был совершенно уверен: ему «много и много есть еще о чем писать».
Литературная работа: Выбор пути напрашивался сам собой: по-настоящему приобрести опыт можно только в газете. Нелегкий, но плодотворный журналистский путь Аркадия Петровича начался в Перми, в областной газете «Звезда», куда он прибыл в конце октября 1925 года. Уже через несколько дней появляется его новое произведение — рассказ «Угловой дом»,— а под ним никому тогда не известная подпись — «Гайдар». Пермь. Дом, в котором жил А. Гайдар. Фото 1964 г.
История псевдонима: История этого литературного имени — одна из самых любопытных страниц в его писательской биографии. В период, когда он командовал отдельным полком где-то в степях у Минусинска, жители называли его «Гайдар Голиков», что означает: «начальник Голиков» (3 а к с Б. Гайдар Голиков // Жизнь и творчество А. П. Гайдара.— С. 231). Интересно и мнение бывшего однокашника писателя —А. М. Гольдина, рассматривающего романтический псевдоним Гайдара как анаграмму, созданную из начальной буквы подлинной фамилии «Г» и букв его имени «Аркадий». Он же предлагает и такую оригинальную расшифровку: Г — первая буква настоящей фамилии (Голиков); А и Й — первая и последняя буквы его имени (Аркадий); Д — по-французски — приставка «де» или «д», означающая «из»; АР—начальные буквы названия города Арзамаса (Го ль дин А. Невыдуманная жизнь.— С. 29).
История псевдонима: В сознание всех поколений псевдоним «Гайдар» вошел в значении — «Всадник, скачущий впереди». В истории литературы не часто можно встретить подобные псевдонимы, символический смысл которых точно отражал бы не только личную и творческую биографию писателя, но и судьбу его наследия, место и роль художника в литературном развитии.
Рассказ «Р.В.С.» Художественная индивидуальность А. Гайдара ярко проявилась уже в его первом крупном произведении для детей, рассказе «Р.В.С.», ознаменовавшем новый рубеж в развитии советской детской литературы. Впервые рассказ «Р. В. С.» появился в журнале «Звезда» (1925, № 2) и был подписан подлинной фамилией автора. Затем текст рассказа через год был опубликован в пермской газете «Звезда» (с 11 по 28 апреля). Первое отдельное издание рассказа «Р.В.С.» в газете «Звезда». Апрель 1926 г.
«Жизнь ни во что»: За короткий срок, уже к началу 1926 года, он создает приключенческую повесть, связанную с первой русской революцией. Его привлекла легендарная личность одного из участников вспыхнувшего на Урале декабрьского восстания Александра Лбова, который возглавил дружину боевиков. После подавления вооруженного выступления рабочих бежал вместе с товарищами в лес и там продолжил в течение почти трех лет борьбу с врагами рабочего люда. Интригующее название произведения — «Жизнь ни во что» — соответствует его героико-романтическому содержанию. Отдельное издание повести «Жизнь ни во что». Пермь, 1926 г.
Повесть «Школа»: Повесть «Школа» стала этапным произведением на пути писательского самоопределения А. Гайдара, подлинной школой искусства для детей. С этого произведения начинается его последовательная работа в детской литературе. Увлеченный творчеством для таких благодарных читателей, окрыленный достигнутым успехом, он приступает к продолжению повествования о любимом герое — Борисе Горикове, но очень скоро оставляет этот замысел. В то же время главная идея «Школы», лично выношенная автором на фронте, не оставляет его на протяжении всего творческого пути. Эта мысль получает воплощение и в коротком рассказе «Четвертый блиндаж».
Повесть «Дальние страны»: В повести «Дальние страны» деревенские мальчишки Петька и Васька оказываются вовлеченными в стремительный ход социального преобразования окружающей их жизни. Здесь, как и в других повестях и рассказах А. Гайдара, дети на собственном опыте убеждаются, что путь к общей цели лежит через испытания и жертвы... Прижизненные издания повести «Дальние страны».
«Военная тайна»: Повесть «Военная тайна» знаменовала собой творческую зрелость А. Гайдара. Как произведение во многом новаторское, повесть вызвала широкие отклики среди читательской общественности. В течение полугода не затихали острые дискуссии в Союзе писателей, в педагогических коллективах и библиотеках, на страницах печати. Мнения были самые противоположные. И окончательный итог спорам подвело само время: свидетельством истинной ценности произведения является непреходящий интерес все новых и новых поколений читателей к повести. Первое издание повести «Военная тайна».
«Голубая чашка»: Как и многие предшествующие произведения А. Гайдара («В дни поражений и побед», «Школа», рассказы 20-х годов, «Военная тайна»), этот рассказ носит глубоко личностный характер. Недаром на рукописи рассказа он сделал надпись «Черновик моей любимой книги». Тетрадь с рукописью рассказа. «Голубая чашка» Страница рукописи рассказа.
«Судьба барабанщика»: Детская литература 30-х годов, как и педагогическая наука, активно исследовала пути и факторы формирования юного характера. Этой задаче посвящено, по существу, все творчество А. Гайдара, и в частности его очередная повесть — «Судьба барабанщика». Сможет ли не созревший еще человек выстоять перед лицом тех испытаний, которые может преподнести жизнь,— проблемы, которые волновали писателя в этом произведении. Титульный лист первого издания повести «Судьба барабанщика» с посвящением И. Халтурину. 1939 г.
«Чук и Гек»: Дорогой Дорик! Только что начал я работу. Рассказ я пишу небольшой,— злата и серебра он принесет нам с тобой немного, но зато он сам будет светлый, как жемчужина. ИЗ ПИСЬМА ЖЕНЕ Д. М. ГАЙДАР. В Солотче летом Гайдар закончил рассказ «Чук и Гек». Этот рассказ, полный непередаваемой прелести и бесконечной любви к Родине, многие критики справедливо признали одним из выдающихся в советской литературе. Р. ФРАЕРМАН. ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ ДЕТЕЙ. Первое отдельное издание рассказа «Чук и Гек».
Орден «Знак Почета»: С развитием художественного мастерства А. Гайдара растет его популярность среди читателей, его творчество получило признание со стороны критиков и товарищей по перу. Высокую оценку талант писателя получил на I Всесоюзном совещании по детской литературе в 1936 году. В 1939 году А. Гайдар в числе большой группы писателей, награжденных за большие достижения в литературе, был удостоен ордена «Знак Почета». Орденская книжка А. Гайдара, награжденного орденом «Знак Почета».
«Тимур и его команда»: Повесть «Тимур и его команда» представляет собой поистине феноменальное явление искусства: в мировой литературной практике трудно найти произведение, которое бы дало начало столь массовому детскому движению, каким является форма тимуровской работы, порожденная книгой Гайдара. «...Удача Гайдара,— справедливо утверждал Л. Кассиль,— его огромная заслуга и полная победа гайдаровского стиля в том и заключались, что писатель почувствовал, предугадал и рассмотрел образ своего Тимура, зарождавшийся в тысячах малых, но славных дел, творимых нашими школьниками и пионерами» (Кассиль Л. // Гайдар А. Собр. соч.: В 4 т.— М., 1971.—Т. 1.—С. 18).
«Тимур и его команда»: Первоначально повесть называлась «Дункан и его команда» — по фамилии главного героя. Еще не успев закончить повесть, Гайдар получил предложение написать на этот же сюжет сценарий одноименного фильма. В процессе работы над ним он дает герою другое имя — Тимур — и соответственно изменяет заглавие. Иллюстрация художника А.Ермолаева к повести «Тимур и его команда».
Последняя сказка Гайдара: Незадолго перед этим он успел завершить еще одно произведение — сказку «Горячий камень». Рассказ старого сторожа о своей судьбе, связанной с революцией, о том, что истинное, большое счастье — в борьбе за общее счастье, за «жизнь совсем хорошую» для всех. Сказка оказалась не только последним перед отправкой на фронт произведением писателя, но и подлинной его исповедью перед смертельной битвой. Иллюстрация к сказке А.Гайдара «Горячий камень». Художник В.Чапля.
Наши выводы: Время действительно отразилось в творчестве А.П.Гайдара. По его произведениям можно изучать целую эпоху! А.П.Гайдар без лишней назидательности учит жизни подрастающее поколение. Особенность его произведений состоит в том, что писатель как бы говорит со своим читателем, рассказывает ему истории, которые не могут не заставить задуматься. Писатель Гайдар остается интересным и самобытным писателем и наше время, так как его произведения учат добру, справедливости, мужеству… Можно с полным правом сказать. Что Гайдар – писатель на все времена!
Наши выводы: В облике Гайдара есть многое от детей-героев: пытливо-восторженное отношение к окружающей действительности, чистота и ясность мысли, конкретность и категоричность суждений, мечтательность и увлеченность. «Жизнь Аркадия Гайдара не окончилась! И не окончится никогда... Она продолжается в неустанном гудении типографских машин, печатающих его книги. Она продолжается в подвигах героев кинофильмов и пьес, пришедших на экраны и театральные сцены из рассказов и повестей писателя. И, разумеется, она продолжается в замечательных патриотических делах наших ребят, подражающих героям Гайдара». С. МИХАЛКОВ. ... «ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИ».
Информационные ресурсы: Мажбич Л. Аркадий Гайдар и читатели-подростки. Калининград, 1968. Малюгин В. Жизнь такая, как надо: Повесть об Аркадии Гайдаре. М., 1962; 2-е изд. Горький, 1964; 3-е изд. Горький, 1971; 4-е изд. 1980. Мишаткин Ю. Клятва Аркадия Гайдара. М., 1964. Осыков Б. Аркадий Гайдар. Литературная хроника. Воронеж, 1975; 2-е изд. Воронеж, 1985. Смирнова В. Аркадий Гайдар; Критико-биографический очерк. М., 1961; 2-е изд., доп. М., 1972 г. Традиции и новаторство в творчестве А. П. Гайдара. Изд-во Горьковского пед. института. Горький, 1982. Фраерман Р. Любимый писатель детей. М., 1964.