Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 320
Презентация "Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема». Русский философ Н.А. Бердяев
В мире материальных благ – дающий оскудевает. В мире духовных благ – дающий обогащает и других, и себя. Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов. Я их сам ищу. В.Ф.Тендряков
Родился в декабре 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области в семье сельского служащего. Наутро после школьного выпускного бала ушел на фронт, в 1943 году был тяжело ранен и демобилизован. В 1945 году поступил Московский институт кинематографии, а через год перевелся в Литературный институт им. М. Горького, который закончил в 195 году. Работал журналистом – корреспондентом журнала «Огонек». Его первые рассказы – о деревне («За бегущим днем», «Свидание с Нефертити»).
Является соавтором сценария к фильму «49дней» ( 1962 г.). Сельская действительность 40-х годов, школа и подросток, религия как элемент духовности, искусство – основные темы творчества в.Ф.Тендрякова. Основополагающее в его этическом кодексе – совесть. Повести «Весенние перевертыши» и «Ночь после выпуска» автобиографичны, они прямо обращены к острейшим проблемам нравственности. Произведения В.Ф.Тендрякова всегда вызывали острые споры. Он нередко опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Писатель не предлагал однозначных ответов, многие его произведения и сегодня злободневны.
В.Ф. Тендряков написал рассказ «Хлеб для собаки» в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже после смерти автора, рассказ был напечатан в журнале «Новый мир».
За 2 года было раскулачено около 600 тыс. семей, из них 240 тыс. выселены на Север, Урал, в Сибирь, Казахстан. По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. человек. 1932 г . – вывезено за границу 18 млн. центнеров зерна. 1933 г . – вывезено 10 млн. центнеров зерна. 7 августа 1932 г. Сталин подписал указ, который гласил: «Применять в качестве судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией имущества…». За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. человек, 2 тыс. расстреляны. За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. человек.
Как вы считаете, почему это произведение не печаталось столько лет? Обратите внимание на время действия (1933 год).
Неожиданным или нет оказалось для вас содержание рассказа? Что вас поразило, вызвало недоумение? Почему так назван рассказ? По-вашему, какова главная мысль рассказа? Какие проблемы затронуты автором? Какие вопросы возникли во время прочтения рассказа? О чем вас заставил задуматься рассказ?
«Голод как нравственная проблема». «Бесчеловечное отношение к ссыльным». «Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны».
Каждый человек должен отвечать за свои поступки, быть внимательным ко всему, что его окружает, прислушиваться к голосу своей совести.
Все происходящее мы видим глазами мальчика, вашего ровесника, Володи Тенкова. Что он за человек? Почему Володю больше, чем смерть, потряс эпизод с разлитым молоком? Что значит «обмозолиться»? Может ли наш герой быть сытым, если рядом голодные?
Какой выход находит Володя, оказавшись перед нравственным выбором? Как вы понимаете слова автора: «Не облезлого пса я кормил кусками хлеба, а свою совесть»? Как в подобной ситуации ведут себя отец Володи и начальник станции? Что сближает этих людей? . Каким вы видите будущее отца Володи? Почему В.Ф. Тендряков оставляет финал открытым?
К чему призывает Тендряков своим рассказом? Нужны ли такие страшные произведения сегодняшнему читателю? Обратимся еще раз к эпиграфу. Уместен ли он в разговоре о рассказе В.Ф. Тендрякова?
«Голодомор коснулся каждого украинца, русского, молдаванина, белоруса — каждого, кто жил тогда под сталинской пятой на нашей земле. И память о голодоморе должны беречь не только этнические украинцы, но и все наши граждане... Если мы даже трагедии будем размежевывать по национальному признаку, то это будет лишь подпитывать ксенофобию».