Борис Андреевич Пильняк
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 391
Презентация "Борис Андреевич Пильняк" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Борис Андреевич Пильняк (Вогау) родился 12 октября 1894г, в Можайске Московской губернии. Отец происходит из немцев – колонистов Поволжья… Мать – русская, родилась в семье волжского купца… Пильняк окончил высшую школу – Московский коммерческий институт, по экономическому отделению. Революция застала студентом и начинающим писателем. Близорукость не дала винтовку в руки. Литературные склонности послали в провинциальную газету фельетонистом. Написал десять томов повестей и рассказов и три романа. Начал печататься в Коломне и тут же встретил революцию, много ездил. Кроме СССР был: в Англии, Германии, Греции, Турции, Палестине, на Памире, на границе Афгании, на Шпицбергене, в Монголии, в Китае, в Японии. Занимался литературной общественностью, был одно время председателем Всероссийского союза писателей.
Имя писателя Бориса Пильняка тесно связано с городом Коломной. Здесь он жил с 1913 по 1924 год с родителями и семьей. Здесь началась его творческая деятельность. Здесь вышел из-под пера роман «Голый год», сделавший имя Пильняка широко известным. На улице Арбатской до сих пор сохранился дом, в котором жил и работал Борис Пильняк. Более того, живы еще те, кто знает об этом факте не понаслышке. И мы, как когда-то Борис Пильняк, спрашиваем у старичка, когда тут жил писатель, можно ли пройти в дом… Правда тому, пильняковскому, старичку было 103 года, а нашему гораздо меньше. «Сон давних дней»! А ведь в начале 20 века Борис Пильняк разыскивал дом, в котором провел свои детские годы Иван Иванович Лажечников (дом этот еще не был домом-музеем, а был жилым и принадлежал купцу Нестерову). Вот так и получилось, что мы знаем о доме Лажечникова гораздо больше, чем те, кто по времени находился к нему гораздо ближе. А Борис Пильняк далеко не случайно искал дом первого исторического романиста. Отличительная черта творческого кредо русского Вальтера Скотта - следовать более поэзии истории, нежели хронологии ее: «История – не наука мне, но поэма». Этот творческий метод и воспринял Пильняк. Этому способствовало и то, что Пильняк воспринимал Лажечникова как коломенского писателя. А вместе с этим приходит к Пильняку ощущение общности корней, которые берут начало в исторической общности Коломны.
Это дом, в котором жил когда-то Борис Андреевич Пильняк. Вернее, не жил, а работал. Семья (дети и жена) жили чуть дальше. Сейчас в доме живёт Жраков Иван Васильевич. На доме мы увидели мемориальную доску:
На доме еще одна мемориальная доска. На ней - стихи замечательной русской поэтессы А. А. Ахматовой, которые она посвятила Борису Пильняку.
*** А. А. Ахматова Всё это разгадаешь ты один… Когда бессонный мрак вокруг клокочет. Тот солнечный, тот ландышевый клин. Врывается во тьму декабрьской ночи И по тропинке я к тебе иду. И ты смеёшься беззаботным смехом. Но хвойный лес и камыши в пруду Ответствуют каким-то странным эхом. О, если этим мёртвого бужу, Прости меня, я не могу иначе: Я о тебе, как о своём тужу. И каждому завидую, кто плачет. Кто может плакать в этот страшный час О тех, кто там лежит на дне оврага Но выкипела, не дойдя до глаз Глаза мои не освежила влага.
День 16 июля 1938г. Анна Андреевна Ахматова провела в Коломне в попытках найти дом Пильняка, но так и не нашла его. С Борисом Андреевичем А.А.Ахматова познакомилась, когда тот из Санкт-Петербурга в Москву перевозил только что купленный автомобиль «Форд», они сразу же стали друзьями.
Знакомые места: улицы, скверы, дома… Такие современные и одновременно такие древние. Говорят, что по этим улицам ходила Екатерина II, Ф.М. Достоевский. Мы точно знаем, что по мосту через Коломенку бегал в дом своего деда Ваня Лажечников, а Борис Пильняк с трудом нашел дом, оставшийся от великолепной усадьбы Лажечниковых. В этой неразрывной связи поколений открывается тайна Истории: мы связаны со всеми, кто жил до нас и будет жить после, нет пространств и времен, какие бы не могла преодолеть человеческая память. Горько и призывно звучат слова, написанные в трудные для России послереволюционные годы: «Темные массы в борьбе … не пощадили и дорогих мест. Живые свидетели жизни наших великих писателей уничтожены. Разрушено то, что нельзя восстановить. Пусть останутся хотя описания и снимки дорогих мест. Будем верить, что будущее поколение отнесется с большей любовью и бережливостью к тому, что напоминает людей любивших народ…»