Школьные учебники / Презентации по предметам » Презентации » Презентации по Литературе » Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам

Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам

Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам:
Презентация на тему Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам к уроку по литературе

Презентация "Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому п
1 слайд

Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика. Е. Замятин

Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920 – 1921 гг., впервые
2 слайд

Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920 – 1921 гг., впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В журнале “Знамя” № 4, 5. Это роман - антиутопия.

Мы — роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920 г.). Действие разворачивается в два
3 слайд

Мы — роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920 г.). Действие разворачивается в двадцать девятом году. Роман описывает общество жесткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Антиуто пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описан
4 слайд

Антиуто пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасности.

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники
5 слайд

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь» Е.Замятин). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением.

Но не менее важным в жизни человека является начало, раскрываемое такими терминами, как внутреннее “
6 слайд

Но не менее важным в жизни человека является начало, раскрываемое такими терминами, как внутреннее “я”, личность, “субъективный мир человека”, — одним словом, индивидуальное. Роман Замятина содержит предупреждение относительно опасностей, подстерегающих человека социально-технократической эпохи ХХ века. Писатель призывал современников к бдительности: растоптав индивидуальное начало человека (“я”), посредством чрезмерного развития социального начала (“мы”), технократически отделив себя от всей остальной Природы и Космоса, человек скорее деградирует, чем обретает истину существования.

Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на
7 слайд

Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на евангельский сюжет. В романе 40 записей. 40 - число сакральное: сорок дней продолжалось искушение Христа в пустыне, сорок дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, сорок дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил земного притяжения. Сорок дней в истории Д - 503 - история обретения и утраты им живой души, своего «я», история его окончательного уподобления машине - все нумера, которым удаляют фантазию, воображение становятся не бого, а машиноравными. Введение библейского сюжета подчёркивает трагическое восприятие Замятиным возможности духовного воскрешения личности.

Действие романа, перенесённое на несколько столетий вперёд, происходит в некоем Едином Государстве,
8 слайд

Действие романа, перенесённое на несколько столетий вперёд, происходит в некоем Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства Зелёной Стеной, отлитой из «самого незыблемого, вечного стекла», в момент, когда жителям фантастического города предстоит выйти за пределы своего пространства и «благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах». Мотив стекла символизирует сочетание вынужденной «публичности» существования, жизни с разъединённостью людей, так как стекло не только открывает глазу жизнь другого, но и служит невидимой границей, преградой - кажущаяся доступность взгляду не означает родства, даже простого знакомства. Со стеклом связано представление о хрупкости и непрочности - ещё одно напоминание об искусственности, рукотворности Единого Государства. Хрупкость мотивирует мотивы упрощения:: нумер, вместо имени, серо-голубая юнифа в качестве одежды для всех, прогулки в шеренгах, любовь по розовым талонам - таково гротескное выражение идеи упрощения, на основе которого оказывается возможной организация, с помощью которой «стеклянный» - хрупкий, искусственный - мир защищает себя от гибели, подобно тому, как это делает, согласно версии русской литературы, «самый уменьшенный» город русской истории.

Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло страшное — они стали... “нумера
9 слайд

Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло страшное — они стали... “нумерами”. Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или отдыхать.

Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена, за которой люди следуют законам природы, ж
10 слайд

Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена, за которой люди следуют законам природы, живут, руководствуясь инстинктами и физиологическими потребностями. Там светит ослепляющее солнце, плывут облака, воздух полон всевозможных запахов, земля пружинистая и неровная. Ветер кружит голову и опьяняет оказавшегося за Городом героя. Не случайно Д-503 близок к состоянию безумия.

Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира
11 слайд

Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира являются деревья: “Как свечки, — в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зелёные фонтаны”. В мифах дерево выступает в двух формах — древо жизни и древо познания. Свеча, с которой Д-503 сравнивает дерево, означает связь с Богом, с космосом, иными мирами. Когда же дерево напоминает паука, то это символизирует кровожадность и неутомимость, реализуя идею колеса жизни, центром вращения которого является паук — потенциальный источник смерти.

Благодетель Бюро Хранителей Часовая Скрижаль Глава государства Полицейская система Сердце и пульс Ед
12 слайд

Благодетель Бюро Хранителей Часовая Скрижаль Глава государства Полицейская система Сердце и пульс Единого Государства Нумера Низшая ступень Единого Государства Зелёная стена - нерушимая граница Единого Государства Музыкальный завод («Механический марш») Личное время Институт Государственных Поэтов и Писателей Государственная Газета Единая Государственная Наука Наука и искусство Дети воспитываются в Детском вос- питательном заводе Устройство Единого Государства

Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя произведения это слово — знак болезни Горо
13 слайд

Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя произведения это слово — знак болезни Города: “...томительной, медленно поднимающейся температуре инкубационного периода врач всегда предпочтёт сыпь и сорокаградусный жар: тут уж, по крайней мере, ясно, что за болезнь. МЕФИ, высыпавшее сегодня на стенах, — это сыпь...” Семантика слова МЕФИ в романе нигде не раскрывается, оставить его без объяснения невозможно, так как его появление в Городе спровоцировало болезнь многих горожан. Опираясь на “Энциклопедию символов, знаков, эмблем”, мы выявляем сакральные значения звуков, составляющих это слово: М — наиболее священная буква; в ней заключено мужское и женское начала; Е — символ окна; Ф — означает равновесие мыслей, тела и духа; И — символизирует всеобщее единство, как во времена строительства Вавилонской башни; также обозначает духовную свободу.

Инженер Д-503 ведет конспект своей жизни в тоталитарном «Едином Государстве». В начале Д-503, один и
14 слайд

Инженер Д-503 ведет конспект своей жизни в тоталитарном «Едином Государстве». В начале Д-503, один из многих нумеров, с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, розовыми билетами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с революционеркой I-330 его жизнь сильно меняется.

Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое
15 слайд

Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш” Помощники Благодетеля = инквизиция Запись 15-я: “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник” Любовь = жестокость Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Счастье = несвобода Запись 31-я: “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного” Запись 16-я: “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли” Душа = холера Запись 16-я: “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…” Икона = Скрижаль Бог = Благодетель

Так в конце романа Д - 503 наконец излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Велик
16 слайд

Так в конце романа Д - 503 наконец излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «троекратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Математическая организация человечества переносится внутрь человеческого сознания - своего рода торжество «генной инженерии», революционное вмешательство государства в строение личности, в ход её творческой деятельности, эмоциональной сферы, нравственности. Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы.

Становится и жертвой I- 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она о
17 слайд

Становится и жертвой I- 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря священному вечному долгу человека, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху крушения гуманизма - трагическое противостояние.

Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос, который он по
18 слайд

Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос, который он поставил в своем произведении: выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей? В конце романа писатель оставляет нам надежду: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену. Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”.

Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности,
19 слайд

Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.

Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в роман
20 слайд

Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.

1. В каком году впервые был опубликован .роман «Мы», на каком языке? 2. Какой «нумер» имел главный г
21 слайд

1. В каком году впервые был опубликован .роман «Мы», на каком языке? 2. Какой «нумер» имел главный герой романа Е. Замятина «Мы»? 3. Какой производительностью обладал «недавно изобретенный музыкометр» (Конспект, запись 4-я)? 4. Кто такой Мефи? 5. Какое «медицинское средство» было использовано Единым Государством в борьбе с инакомыслием? 6. Назовите другую (не литературную) профессию Е. Замятина. 7. Кем был по профессии главный герой романа «Мы»? 8. Что такое «материнская» и «отцовская» нормы в Едином Государстве? 9. В течение какого времени «нумер» должен был явиться в Бюро Хранителей для дачи показаний в случае обнаружения чего-то незаконного? 10. Опишите устройство и принцип работы Газового Колокола.

11. Какую болезнь обнаружил доктор у главного героя в Медицинском Бюро? 12. Был ли, на ваш взгляд, о
22 слайд

11. Какую болезнь обнаружил доктор у главного героя в Медицинском Бюро? 12. Был ли, на ваш взгляд, образ главного героя романа «Мы» автобиографичным? 13. Какой материал используется при строительстве зданий в Едином Государстве и почему? 14. С каким праздником древних ассоциировался у «нумеров» Единого Государства День Единогласия? 15. Какую почетную обязанность исполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? 16. Какую роль играла Скрижаль в жизни гражданина Единого Государства? 17. Кто такой R-13? 18. Можно ли сказать что роман «Мы» написан эзоповым языком? 19. Как называется книга воспоминаний и критических статей, изданная после смерти Е. Замятина его женой? Кто ее герои?

1. 1924 г., на английском языке. 2. Д-503. 3. До трех сонат в час. 4. Мефи — древнее имя крылатого ю
23 слайд

1. 1924 г., на английском языке. 2. Д-503. 3. До трех сонат в час. 4. Мефи — древнее имя крылатого юноши, вожака повстанцев, лицетворение вечной энергии. 5. Операция на головном мозге с целью удаления фантазии. 6. Инженер-кораблестроитель. 7. Математик, строитель «Интеграла». 8. Селекционные нормы роста, установленные в Едином Государстве, ниже которых «нумерам» мужского и женского пола возбранялось зачатие. 9. В течение 48 часов. 10. Жертву помещали под специальный стеклянный колокол, а затем откачивали оттуда воздух.

11. У главного героя «образовалась душа». 12. Вполне может быть. Ведь автор имел высшее техническое
24 слайд

11. У главного героя «образовалась душа». 12. Вполне может быть. Ведь автор имел высшее техническое образование и долгое время работал на строительстве кораблей (аналогия со строительством «Интеграла» в романе). 13. Стекло, потому что «честному нумеру нечего скрывать от своих сограждан». 14. Праздник Пасхи. 15. Обязанность палача. 16. Скрижаль являлась единым расписанием всей жизни. 17. R-13 — поэт, школьный товарищ главного героя. 18. Можно, если учесть время и место написания романа. 19. «Лица». Л. Андреев, М. Горький, А. Белый, Б. Кустодиев и др.

Отзывы на edulib.ru"Евгений Замятин. Роман-антиутопия "Мы“ как предупреждение потомкам" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать