«Обломов» — роман-предупреждение
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 294
Презентация "«Обломов» — роман-предупреждение" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Стремление к идеалу Тема. «Обломов» — роман-предупреждение. Историко-философский смысл романа «Обломов».
- Каким должен быть идеальный человек? Какова идеальная жизнь?.. Как на эти вопросы ответит современный человек? Что думаете об этом вы? ? Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор в своем романе? ? От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь Гончаров? Основные вопросы:
Формируя представление об идеальных чертах русского человека, об идеальном состоянии русской жизни, автор на протяжении всего романа последовательно сопоставляет Обломова и Штольца не только как людей разных психологических типов, но и как представителей русской и немецкой национальных культур. Характеризуя Штольца как полурусского-полунемца, автор не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях, тем самым вписывая свои размышления о личности Штольца в контекст традиции изображения немцев в русской литературе. Вспомните: Вральман из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», гости Андрияна Прохорова в повести «Гробовщик», Германн в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Трудно найти среди них в полном смысле слова положительного героя. ? Какой обобщенный образ немца формируется в высказываниях персонажей романа «Обломов»?
Образ немца в восприятии героев романа «Обломов» 1. В уста каких персонажей автор вложил отзывы о немцах? (1,1; 1, IV ; 1, IX ; 2,1 ; 4, VII ) 2. Почему эти персонажи именно так представляют себе немцев? Захар Тарантьев
Некоторые исследователи романа «Обломов» увидели в образе Штольца только набор стереотипных черт. Так, немецкий литературовед Уте Данненманн, рассуждая о романе И. А. Гончарова, пишет: «В этом романе герою, ленивому и ничем не интересующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассудительный человек. Он, получивший строгое, трудовое и практичное воспитание от отца-немца, честолюбив, целеустремлен и энергичен. Для него... важен рациональный подход к жизни, ему чужды страсти... Немец в романе организован, трудолюбив, экономен, серьезно относится к своему делу, педантичен. В сознании русского общества такое представление превращается в штамп». ? Справедливо ли видеть в образе Штольца только воплощение типичных черт немецкого характера? Возможно ли определить характер Обломова только как набор черт, типичных для русского человека?
? О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера говорят философы и литературоведы? ( Кавелин «Наш умственный строй»; И. А. Ильин «Творческая идея России»; Д. С. Лихачев «О национальном характере русских».) Черты русского характера Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществлять, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие», «мы слишком мало думаем». Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу, «русский народ— прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт— акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью». «Русским свойственно стремление к воле», «стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного», «Черт русского национального характера очень много... каждой черте противостоят ...и другие черты: щедрости— скупость (часто неоправданная), доброте — злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе стремление к деспотизму...»
_ Черты европейского типа характера Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума; чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности». ? Если бы перед нами была поставлена цель создать коллаж из фотографий и картин, отражающий состояние души Штольца, с какой трудностью мы неизбежно столкнулись бы? Вывод. Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных, с его точки зрения, чертах: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон, в Штольце — деятельность, решительность.
? С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца? Обломов и Штольц были необходимы друг другу, они дополняли друг друга. Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собран ность, целеустремленность Штольца. ? Есть ли в романе подтверждение справедливости такого предположения?(Вспомните сцену расставания Обломова и Штольца. 4, IX ) В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля. Как вы думаете, насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности? ? Как сопоставление с героями народных сказок обогащает читательское понимание образа Обломова?
? О чем он мечтает? Как эти мечты характеризуют Обломова? То, о чем мечтает Обломов (тишина, покой, счастливая семья, добрые друзья), так буднично, что, с точки зрения Штольца например, недостойно быть мечтой. Но ведь и сказочные герои (Иванушка-дурачок, Емеля) тоже не мечтают в начале сказок ни о царевне, ни о царстве. Над ними потому и смеются, что они ничего не хотят. Они просто живут... А жизнь дарит им чудо — осуществляет для них меч ты множества других людей. Так получается, что к финалу романа, даже несмотря на смерть героя, в душе читателя все же остается необъяснимое ощущение ожидания чуда.
Автор завершает роман сценой случайной встречи Штольца с Захаром. ? Как содержание финальной сцены романа помогает понять авторскую позицию по отношению к герою? Захар — верный спутник Обломова, хранитель уклада и духа Обломовки. Его судьба — творение Обломовки, память о ней и приговор ей. Захар зависел от Обломова абсолютно во всем, и финал его жизни оказался трагичным: перед читателем больной, нищий старик, без дома, без близких людей, плачущий о своем барине и продолжающий боготво рить его. Это один из главных итогов жизни Обломова...
? Чем обернулись мечтания Обломова? Он не смог принести счастье Ольге. Он не решился взять на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он оказался не в состоянии спасти от разорения и гибели родительский дом, и эту заботу он тоже передоверил Штольцу. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны... ? Но можно ли сказать, что жизнь Обломова прошла совсем впустую?
? Какую жизненную мудрость автор стремится донести до читателя, рассказав историю жизни Обломова ? ? Что думал о жизни сам Обломов. I, II ; I, VIII ; 2, IV