"Бронзовый век" русской рок-поэзии
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 363
Презентация ""Бронзовый век" русской рок-поэзии" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
"Бронзовый век" русской рок-поэзии Рок-культура уже давно и прочно вошла в нашу жизнь. И сейчас, как и двадцать лет назад, многие не могут существовать без этих жестких, искренних и пронзительных песен. Но многие ли задумываются об уникальности такого явления, как "русский рок"? Многие понимают, что рок-н-ролльное "время колокольчиков" это порождение эпохи Пушкина и времени Блока, это "бронзовый век" русской поэзии? Эта эпоха породила не меньшее количество уникальных личностей. Об одном из них и пойдет речь.
Биография 1960 г.-родился 27 мая, в городе Череповце. 1967-1977 г.-учился в городе Череповце, в средней школе. 1977 г.-работал на Череповецком металлургическом комбинате художником. 1978 г.- уволился и поступил в Уральский государственный университет (г.Свердловск), на факультет журналистики. В это время часто ездит в Череповец, где пишет тексты для Череповецкой группы "Рок-Сентябрь". 1983 г.- появляется первая известная нам песня - "Грибоедовский вальс". Чуть позднее, в этом же году, появляются несколько других известных произведений. 1984 г.-посетил питерский рок-фестиваль, там купил себе гитару. 1985 г.-на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица".
Январь 1986 г.-необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке. 1987 г. - редкие квартирные концерты. Весна - съемки в документальном фильме А.Учителя- "Рок". В процессе съемок от участия в них отказался. С 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз: "Надежда". Август - написана последняя песня. В сентябре того же года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова показал свои песни А.Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого Саша уехал из Череповца в Москву с серией квартирников. Потом в Ленинград, где и остался. Как говорил Саша: "В Москве можно жить, а в Ленинграде стоит жить!" Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере и прочих городах отечества.
Клубок переплетенных лесных тропинок, сложный кружевной узор, морозные рисунки на стекле, - вот первые ассоциации, возникающие у многих при воспоминании о стихах этого поэта. Если читать их внимательно, словно какое-то внутреннее течение затягивает тебя все глубже и глубже, так глубоко, что потом бывает трудно выплыть. За грубоватой простотой или витиеватой сложностью башлачевских стихов иногда скрываются реальные социальные явления. Но гораздо чаще за ними виднеется мощная, исполинская фигура русского народа. По-прежнему нищего, босого, но искреннего, радушного, сильного: О творчетве...
Если забредет кто нездешний, Поразится живости бедной, Нашей редкой силе сердечной Да дури нашей злой, заповедной. Выкатим кадушку капусты, Выпечем ватрушку без теста. Что, снаружи все еще пусто, А внутри по-прежнему тесно?
Да, по-прежнему... По-прежнему готов русский человек "на любую дыбу", и по-прежнему смиряется и говорит спасибо, несмотря на все свои беды, находит смысл жизни в малом, если отняли все остальное: Если нам не отлили колокол, Значит здесь - время колокольчиков.
Идет русский народ по своей многострадальной земле "зноем и морозами", "к свету - по этапу, к счастью - под плетями". И страшно иногда, и в омут хочется: Лишь печаль-тоска облаками Над седой лесною страною. Города цветут синяками Да деревья - сыпью чумною. Кругом бездорожья траншеи. Что к реке торопимся, братцы? Стопудовый камень на шее. Рановато парни купаться! Но в итоге все же: "Все снесли, и остались вольными"
О России… Подобные образы России и русского народа роднят поэзию Башлачева с поэзией Серебряного века, но не менее близки ей фольклорные традиции: образы, жанры (былина, частушка),приемы (повтор, рефрен, параллелизм, постоянные эпитеты, устойчивые выражения). Башлачев создает неповторимую атмосферу, которую нельзя описать, ее можно только почувствовать. Христианские мотивы братской любви, смирения, всепрощения, готовности пострадать - еще один пласт в творчестве Башлачева.
Ценил и берег русское слово… Он особенно ценил и берег русское слово, потому что помнил:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог". Не случайно "Слово" пишется у Башлачева так же, как и в Библии, с большой буквы. И жить надо, чтобы "ловить" это "Слово", и сберечь "дар русской речи". Башлачев умел не только беречь его, но и работать с ним. То же "Тесто", где заключено вышесказанное, почти полностью построено на аллитерации (повторение одинаковых согласных) и ассонансе (гласных): Когда злая стужа снедужила душу, И люта метель отметелила тело, Когда опустела казна... И это далеко не единственный пример...
Конец карьеры… В 1988 году несколько концертов в Москве. 29 января, на квартире Марины Тимашевой был последний концерт Башлачева. 17 февраля 1988 года трагически погиб Александр Башлачев, талантливый поэт с гитарой. Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище- березки, живые цветы…а поздней весной среди спутанной листвы часто слышится знакомый перезвон…
Он знал… Он знал, зачем пришел в этот мир, и когда должен из него уйти... Ведь совсем не важно, отчего помрешь. Ведь куда важнее, для чего родился. Здесь не сказано и десятой доли того, что есть в стихах Башлачева, да может и не надо всего этого знать. Гороздо важнее, что Башлачев действительно "поймал" то самое Слово и сберег его для нас, наших детей, внуков и правнуков.