Презентация по родной литературе(русской)"Серебряный век русской поэзии"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 197
Презентация "Презентация по родной литературе(русской)"Серебряный век русской поэзии"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Поэты «Серебряного века» о любви»
Музыкально – литературная
композиция
Выполнили ученики 8 «Б» класса МАОУ СОШ № 35:
Корнеева Полина
Краснощёкова Дарья
Лунёва Анастасия
Миломаев Александр
Миломаева Дарья
Орлова Ангелина
Преподаватель: Ильина Ольга Ивановна
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни...»
Николай Бердяев
Именно этому великому русскому философу приписывают авторство термина «Серебряный век».
Александр Блок
Николай Гумилев
Константин Бальмонт
Сергей Есенин
Борис Пастернак
Анна Ахматова
Марина Цветаева
Поэты «Серебряного века» творили в период трех революций, мировой и гражданской войн. Они создавали новые стили, новые формы, опровергали традиции, рисовали образы и принимали мир таким, каков он есть, волновались, бунтовали, искали…
И…
ЛЮБИЛИ…
И это прекрасное чувство – любовь – неизменно присутствовало в стихах любого поэта, заставляло его надеяться, страдать , мечтать и творить…
Блок стремился отыскать свой женский идеал, которому был готов поклоняться на протяжении всей жизни, любовь неземную, возвышенную. Он воспевает женщину как Прекрасную Даму, Вечную Женственность, Вечную Красоту. В его идеале нет недостатков – она святая. Блок вечно готов служить ей, как богине.
Александр Блок о любви
«…Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя...»
«…О легендах, о сказках, о мигах:
Я искал до скончания дней,
В запыленных, зачитанных книгах
Сокровенную сказку о Ней…»
«…Вхожу я в темные храмы.
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад…»
Но с возрастом Блок уже не считает свою любимую небожительницей, но воспринимает ее как реальную женщину, в его стихах появляется тема разочарования, несбыточности мечты. Но он все равно верит в идеал, пусть и не такой яркий…
«…Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала. -
Всё-таки, когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?..
***
«…Эта прядь — такая золотая
Разве не от старого огня?-
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!..»
Николай Гумилёв о любви
«…Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и сметена...»
Любовь для Гумилёва – волшебное, очень сильное чувство,
которое способно принести не только счастье, но и разочарование.
«…Делюсь я с тобою властью,
Слуга твоей красоты,
За то, что полное счастье,
Последнее счастье — ты!..»
Но герой Гумилёва – неизменно благороден, неспособен ни на какую низость.
Анна Ахматова о любви
Анна Ахматова никогда не идеализирует своего героя.
У её стихов нет счастливого конца.
«…Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой…»
Любовь у Ахматовой трагична.
«…Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно…»
Разлука, обреченность, утрата – самые тяжелые человеческие переживания отражены в её творчестве…
Константин Бальмонт о любви.
«…Ты — шелест нежного листка,
Ты — ветер, шепчущий украдкой,
Ты — свет, бросаемый лампадкой,
Где брезжит сладкая тоска.
Мне чудится, что я когда-то
Тебя видал, с тобою был,
Когда я сердцем то любил,
К чему мне больше нет возврата…»
Любовь для Бальмонта – смысл жизни, то, для чего и создан человек.
«…Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон…"
Он воспевает силу красоты, радость продлить миг любви на века. Стихи Бальмонта часто слишком откровенны, но он восторгается своей любимой.
В стихах Бальмонта о любви светит солнце, цветут травы, всё дышит покоем и безмятежностью.
Сергей Есенин о любви
Любовь к женщине окружала Есенина всю его жизнь. Она взрослела вместе с ним. Сначала это был юношеский порыв, наивный и непосредственный.
«Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло…»
«…В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь…»
Постепенно она становится всё более музыкальной и чувственной.
Позже поэт пытается взглянуть на свои ошибки в отношениях с женщинами.
«…Я усталым таким еще не был
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.
Много женщин меня любило. Да и сам я любил не одну. Не от этого ль темная сила Приучила меня к вину…»
В любви Есенина смесь чувств: счастье сменяется грустью, нежность – страстью.
Каждая его влюбленность яркая, а каждое расставание приносит огромную боль.
«…Любимая! Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком…»
«…Простите мне...
Я знаю: вы не та –
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен…»
Но любовь Есенина всегда искренняя,
и ею он делится со всеми своими женщинами
Борис Пастернак о любви
Любовь для Пастернака была сильным и незаменимым чувством.
Он писал о ней с уважением и гордостью.
«Любить иных тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен…»
Любовь у Пастернака вечна.
«…И дольше века длится день,
И не кончается объятье…»
Она чиста и светла…
«…Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифмы просится…»
И даже от прошедшей любви у поэта нет разочарованья
– зачем страдать о прошлом, ведь любовь была, и была прекрасна…
Марина Цветаева о любви
«…Мы смежны, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встаёт — и бездна пролегла
От правого — до левого крыла!..»
Любовь у Цветаевой захватывает полностью, заставляя страдать и мучиться.
Это искреннее и большое чувство, в котором можно забыться и забыть жестокий мир.
«…Два солнца стынут – о Господи, пощади! –
Одно – на небе, другое – в моей груди.
Как эти солнца – прощу ли себе сама? –
Как эти солнца сводили меня с ума!
И оба стынут – не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей…»
Цветаева умела быть счастливой в своей любви, но умела и страдать.
«…Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
« Мой милый, что тебе я сделала?..»
Поэтов «Серебряного века» было много – известных и уже почти забытых. Им пришлось жить в период страшных потрясений.
Пришлось пройти через войны, тюрьмы, ссылки, эмиграцию.
А самое страшное – через непонимание и запрет их творчества. Но они верили. Верили в искусство, в силу слова.
Они жили любовью…
« А поэты – тоже люди
Со своею жгучей болью,
Вопиющие о чуде
С нерастраченной любовью.
Непосредственны, как дети,
Непокорные, как демон,
Непростые, не святые,
Среди них немало верных.
Среди них немало слабых,
Но в своём упорстве стойких,
Среди них немало славных,
И, конечно, много бойких.
***
Чтобы вылезло творенье
Не от скуки, а от муки.
От нахлынувших прелюдий,
От тоски и непокоя,
Ведь поэты – тоже люди…
Только полные Любовью!»
В презентации использованы:
- стихотворения:
Александра Блока, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Константина Бальмонта, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Светланы Когариновой.
песня «Я зову дождь» на стихи Марины Цветаевой
в исполнении Александра Иванова.
Стихотворения поэтов «Серебряного века» читают:
Корнеева Полина, Краснощёкова Дарья, Лунёва Анастасия,
Миломаева Дарья, Орлова Ангелина.
Звукорежиссер, технический редактор, графический редактор:
Миломаев Александр.