История киномоды 10-20-х годов ХХ века
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 254
Презентация "История киномоды 10-20-х годов ХХ века" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Известная русская манекенщица Тея Бобрикова 30-ые годы XX века Кинематограф и мода всегда были неразрывно связаны между собой. Даже в начале XX века, когда кино еще только – только обозначило себя как культурное явление, фотографии “экранных красоток” уже вовсю захватили умы модниц всего мира. Постепенно объектом для подражаний стал не только макияж звезд, но и их прически, фигуры и лица, которые регулярно менялись с каждым десятилетием XX века...
Данная работа ставит следующие цели: - показать как на протяжении десятилетий прошлого века проходила эволюция образов кинокрасавиц; - показать как менялись стили, направления, мода и, соответственно, менялись кумиры; - передать особую атмосферу эмигрантской среды, дух и аромат времени начала XX века; - рассказать о жизни и судьбе легендарной актрисы немого кино, первой русской легенде кинематографа, законодательнице мод Вере Холодной.
10–е годы Искушение и загадка 10–е годы стали настоящим откровением для женщин в разных уголках земного шара. Со сцены прямо в светские салоны смело шагнула тема Востока. Моду на восточную тему вводят в Париже – законодателе мод – русский импресарио Сергей Дягилев и французский модельер Поль Пуаре, который находился под огромным впечатлением Русских балетных сезонов. Экзотический наряд одной из дягилевских балерин Натальи Трухановой детально описан в ее воспоминаниях: “...платье цвета малиновой герани с тисненными на муслиновом бархате frisson цветами; форма платья – ампирная, с корсажем, отделанным жемчужными и золотыми вышивками, с короткими рукавчиками и длинным шлейфом, перекидывающимся через руку. На голове горела широкая бриллиантовая повязка, на шее бриллиантовое колье, в ушах жемчужные серьги – подвески и жемчужные браслеты – запястья. Золотые туфли с чулками в тон дополняли этот ансамбль...”
Русские сезоны породили преклонение перед балеринами русского балета. Имя великой русской балерины Анны Павловой стало на долгие годы эталоном совершенства, определенной маркой непревзойденности в моде. Анна Павлова обладала абсолютно индивидуальным стилем в одежде. Танцевавшая с Павловой балерина Нина Кирсанова вспоминала: “У Павловой была особая манера носить вещи. Особенно она любила манильские шелковые шали, в которые драпировалась на испанский манер. Они заменяли ей платье. Это стало очень модным, и многие ей подражали...” В 20-ых годах Анну Павлову приглашали позировать в своих моделях знаменитые парижские дома моды. Иллюстратор моды Жорж Барбье писал о ней в 1923 году: “Кажется, что она оторвалась от земли и, подобно цветку без стебелька, взлетает, вращаясь...” [3.] Но этот новый стиль заставил всерьез задуматься не только о нарядах, но и о красоте тела, поэтому дамы начали усердно заботиться о коже и фигуре, чтобы достойно предстать перед кавалерами во всем блеске своей красоты. Анна Павлова
Да и как было не обращать внимания на свою внешность, когда сердцами мужчин всего мира завладели экранные образы, созданные величайшими киноактрисами того времени – Мэри Пикфорд и Верой Холодной, которую впоследствии назовут “женщиной – вамп”. Именно она создаст первые роли “роковых женщин” на экране. Самую благодатную почву дягилевская мода находит в немом кино. Именно из балета приходит в кино грим – “томные очи усталые, шорох длинных ресниц”, “уста обманные” и мертвенно – бледная кожа. Совершенно противоположные образы – женщина – вамп Вера Холодная и инфантильный ребенок Мэри Пикфорд – сводили с ума сильную половину человечества. Именно благодаря им в женской моде 10 – ых годов произошла настоящая революция. И волнистые волосы, и выразительный, щедро подчеркнутый косметикой взгляд только стали началом перевоплощения. Постепенно прически и прямые силуэты дамских нарядов становились все короче, появились первые изящные ботиночки на каблучках. Вера Холодная
Киномода воцарилась и в области аксессуаров – особую популярность приобрели грациозные боа из страусиных перьев и эффектные сумки – саквояжи. К этому модному стилю, названному впоследствии “ретро” еще не раз будут возвращаться художники и визажисты, не говоря уже о кинорежиссерах, которые до сих пор околдованы неорусским стилем эпохи модерна. Этой женщине с глазами библейской мученицы и капризным ртом – королеве русского немого кино Вере Холодной – было отпущено только 26 лет. Из них она снималась только четыре года. Из ее более чем пятидесяти фильмов (по другим данным чуть меньше восьмидесяти) сохранились только пять, но до сих пор ее не только помнят - ее почитают, о ней самой снимают фильмы. Одна из лучших картин об этой великой актрисе – мелодрама Никиты Михалкова “Раба любви” с Еленой Соловей в главной роли (фильм снят в 1975 году). Вера Холодная Вера Холодная в шляпе с вуалью и шиншилловом палантине. 1916 год
Такой больше не было. Она была первая русская звезда, и она же – единственная настоящая звезда русского кино. Ее называли Королевой экрана. Ее помнят до сих пор, потому что таких больше не было. Не было – чтобы и умна, и красива, и чиста, и талантлива, и счастлива, и всеми любима. Вера Холодная родилась в семье учителей в Полтаве. Ей было два с половиной года, когда 28 декабря 1985 года в Париже состоялась премьера первого фильма братьев Люмьер “Прибытие поезда”. Начался век кино. Семья Левченко (такова девичья фамилия Веры Холодной) не обратила на это никакого внимания... Закончив знаменитую московскую гимназию Перепелкиной, Вера вышла замуж за высокого, плечистого, добродушного студента – юриста Владимира Холодного. Свадьба было очень скромной, так как родители обоих семейств брак не одобряли. Молодая семья увлеклась автомобильными гонками и кинематографом. В то время кинематограф – синематограф – не считался серьезным искусством. Театр – это серьезно, а кино было пустым развлечением. Поначалу зрители смотрели на движущиеся по экрану фигуры , позднее появились сюжетные картины - исторические, мелодрамы, комедии положений... Перед началом фильма продавалось “либретто” - краткое содержание фильма, чтобы можно было понять, что происходит на экране. Во время сеансов на рояле играл тапер. Иногда он же и комментировал содержание фильма зрителям. Тапером подрабатывала и будущая звезда Любовь Орлова. Первым русским фильмом был фильм “Понизовая вольница” Василия Гончарова (1809 год) - своеобразная экранизация известной песни “Из – за острова на стрежень...” про Стеньку Разина и утопленную им персидскую княжну.
В первых русских фильмах снимались известнейшие драматические актеры - Екатерина Рощина - Инсарова, Вера Пашенная, Петр Оленев... Даже сам Федор Шаляпин. В 1910 году на российские экраны вышел фильм с Астой Нильсен, которую считают первой в мире серьезной кинематографической актрисой. Именно она станет кумиром Веры Холодной. Вера пробует себя “в актрисы” , но дальше проб дело не пошло – помешала Первая мировая война. Позже она получит рекомендательное письмо к режиссеру – художнику фирмы “Ханжонков и К” Евгению Бауэру (Анчарову), который в это время собрался снимать мистическую любовную драму “Песнь торжествующей любви” по повести И.С.Тургенева. На заглавную роль Бауэр искал женщину потрясающей красоты, опыт и умение играть его совершенно не интересовали. Он был потрясен ее красотой, и Вера Холодная сразу же получила роль, тем более она была абсолютно киногеничной. Ее партнерами были Витольд Полонский и Осип Рунич. Аста Нильсен “Песнь торжествующей любви” имела оглушительный успех. Вера Холодная сразу же по окончании съемок стала сниматься во второй картине. А ведь “Песнь...” даже не вышла в прокат!
Во второй картине “Пламя неба” рассказывалось о преступной любви молодой женщины, выданной замуж за пожилого вдовца, к пасынку. Финал картины был трагичен – любовники погибали от удара молнии. После трех удачных фильмов Вера Холодная становится не только узнаваемой актрисой, но и законодательницей моды – ее портреты печатаются в журналах, она позирует в роскошнейших нарядах, волнуя и будоража умы современниц. В эту эпоху в моду входят платья с узкими, стеснявшими движение юбками и пышными лифами. Наряд должен быть элегантным и строгим, поэтому т.н. излишества в отделке – избыточные кружева, оборки, бантики, вышивки, цветочки – считались проявлением дурного вкуса. Недаром законодатель парижской моды 10-ых годов и реформатор женской одежды Поль Пуаре поднимает талию в женских платьях, приблизив ее к ампирной, и тем самым создав вытянутый, подобно кию, силуэт. Но наряд ни в коем случае не должен был быть скучным или обычным, требовалась оригинальность, изюминка – цветок на бедре, оригинальная брошь на плече, длинные, в несколько ярусов бусы, ассиметричный вырез, в моде были приглушенные холодные тона, матовость жемчуга и сдержанность аксессуаров. Для того, чтобы выглядеть роскошно, денег уже было недостаточно – нужны были оригинальность и безукоризненный вкус.
Он впервые появился в доме Холодных осенью 1915 года, когда привез Вере письмо от мужа Владимира. После этого он стал появляться почти каждый день: садился на стул и молча смотрел на Веру. Ей Вертинский посвятил множество песен. В 1916 году фирмой Ханжонкова было объявлено о постановке фильма “Пьеро” - с Холодной и Вертинским в главных ролях. Но по неопределенным причинам фильм не был завершен. Они оба были символами того странного, непонятного времени, когда Россия жила войнами и революциями, эпохой “распятых кокаином” поэтов, эпохой тревог, упадка и разложения. Ваши пальцы пахнут ладаном И в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо Вам, Никого теперь не жаль... Вертинский посвятил эти строки той, в которую был безнадежно влюблен. Он, спевший о русском декадансе - ей, этот декаданс сыгравшей. Он – Пьеро. Она – Муза, Креольчик, загадка, душа... Он – знаменитейший Александр Вертинский, она – умопомрачительная, прекрасная и самая загадочная русская актриса Вера Холодная. Александр Вертинский Вера Холодная скоропостижно скончалась в 1919 году в Одессе в возрасте 26 лет. Похоронена на Первом христианском кладбище Одессы, ныне не существующем. В сентябре 2003 года на улице Преображенской, где жила и скончалась Вера Холодная, ей поставлен памятник.
20-е годы Военный аскетизм Восточная роскошь и великолепие, казалось, так прочно овладевшие умами, были безжалостно обречены на полное забвение с началом Первой мировой войны. Военное положение, на котором находилось большинство стран, принесло с собой иные идеалы – строгость, экономию и практицизм. Благодаря француженке Коко Шанель в моду вошли аскетичные трикотажные вещи, свободные платья с заниженной талией, мужские шляпы и сумки на ремне. Ведь женщинам пришлось заменить ушедших на фронт мужчин практически во всем. И времени на долгое одевание и прихорашивание перед зеркалом уже не было. “Экранным” эталоном на который ориентировались модницы всего мира, в 20–ые годы стала румынская актриса Теда Баре с ее образом женщины – вамп. Румяные провинциалки изводили тонны белой пудры, чтобы придать лицу “интересную бледность”, густо подводили черным глаза и не жалели красной помады... В одежде прекрасная половина человечества становилась все смелее: длина юбок укорачивалась буквально с каждым днем. В тот же период модницы всего мира впервые узнали, что такое чулки телесного цвета, а узнав, уже не могли отказаться от этого новшества, делающего дамские ножки, облаченные в туфли – лодочки на устойчивом каблуке, еще более привлекательными. Однако до России подобные веяния практически не дошли. Образцом для подражания на долгие годы стала Лиля Брик.
Лиля Брик. 1924 год Помимо косынок советская женщина 20-х годов носила короткую стрижку “гарсон” или “буби-копф”, увлекалась спортом и танцами и курила сигареты в длинном мундштуке. Тем не менее, общую модную тенденцию того времени выделить все же можно: прекрасная половина человечества во всем мире стремилась к полной самостоятельности. Но эти веяния продолжались недолго... Каждое десятилетие XX века выявляло своих кумиров и в моде, и в кинематографе. И сотрет ли очарование кинематографа XX века компьютерная эра нового тысячелетия – покажет будущее. Однако и в нынешние времена компьютерных эффектов режиссеры нет – нет – да и остановят взгляд зрителя на прелестных женских образах прошлых десятилетий. Их необычность и яркость поражают нас, их костюмы завораживают и шокируют... Женщины XX века навсегда останутся покорительницами мужских сердец и загадочными киноактрисами, шагнувшими с экрана в жизнь.