Исторический жанр живописи
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 296
Презентация "Исторический жанр живописи" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
3. произведения, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека Портрет – это: 2. изображение животных, рыб, птиц 1. изображение естественной или измененной человеком природы Жанр портрета ведет свою историю с 1. Файюмских портретов 2. Парсун 3. Иконописи Достигает расцвета: 1. Эпоху Средневековья 2. Эпоху Возрождения 3. Эпоху Просвещения
Исторический жанр - изображение важнейших исторических событий прошлого и современности. Караваджо. Вакх В эпоху античную тесно переплетен с мифологией
В средневековой Европе жанр почти отсутствует, он был заменен религиозно-мифологическим жанром Караваджо. Бичевание Христа
Новое рождение исторического жанра произошло в эпоху Возрождения. Пуссен. Парнас Рубенс. Битва греков с амазонками
Брюллов. Последний день Помпей В 18 веке возрастает общественная роль исторической живописи, ее воспитательное и политическое значение.
«Утро стрелецкой казни» - первая значительная работа художника, сюжетом для которой послужил бунт стрельцов 1668года. Хотя картина и называется “Утро стрелецкой казни”, в ней изображена не сама казнь, а минуты перед казнью. Поэтому в картине нет крови, но есть ее ощущение. Как художнику удалось передать эти ощущения? Художник использовал в работе все оттенки красного цвета. Алые пятна разбросаны по всей картине. Как лужа крови воспринимается брошенный на землю кафтан стрельца.
Суриков хотел показать народную драму. Главный герой картины – народ, занимающий большую часть полотна. Фигуры размещены так, что можно рассмотреть лицо каждого персонажа. Вот стоит на коленях старуха. Вот кричит от горя молодая женщина. Вот тянет ручки к зрителям девочка - сирота, написанная Суриковым со своей трехлетней дочери. Кто по вашему является главным действующим героем картины?
Это стрелец в распахнутой рубахе, в красной шапке на рыжих кудрях. Он с силой сжимает в кулаке горящую свечу, гневно и яростно смотрит на царя. С его взглядом скрестился твердый взгляд Петра I. Вот оно – противоборство двух сил!
Горящая свеча – жизнь, душа. Свеча едва теплится на холодном ветру пасмурного дня. Чтобы огонек светился ярче, художник сделал фон темнее. Поэтому свечи горят на полотне, отбрасывая на мертные рубахи стрельцов красноватые блики У каждого стрельца в руке зажата горящая свеча, что она означает?
Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Он сделал множество зарисовок и этюдов со случайных прохожих, со своих друзей и родственников. Так, дядя художника послужил моделью для чернобородого стрельца А “чудо-тип” для непокорного стрельца нашел среди могильщиков Ваганьковского кладбища. Резкий, злой, непокорный, он долго отказывался позировать, и художник с трудом уговорил его. Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1. Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры.
"Боярыня Морозова"- жемчужина Третьяковки, одна из самых потрясающих картин планеты. Что привлекает наше внимание в картине, прежде всего?
Картина, названа по имени центрального действующего лица, Феодосии Прокопьевны Морозовой, ярой сподвижницы протопопа Аввакума, возглавлявшего раскол. Сюжетом картины стал эпизод ее мученической жизни: по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку.
Что в ней нас поражает? Её бледное лицо, горящий, исступлённый взгляд, сильный жест (двуперстие). Каков характер героини? Сила духа, мужество и стойкость, самоотверженность, способность к самопожертвованию во имя идеи. Перед нами женщина, измученная заточением, пыткой, закованная в цепи, но не сломленная. - А какое впечатление производит Морозова на окружающих? - Как можно назвать людей, окружающих её? Единомышленники, враги?
Моделью фигуры “юродивого” Суриков нашел на толкучке, он торговал там огурцами. Для достоверности образа пришлось уговаривать этого человека позировать сидя в одной холщовой рубахе, босиком на снегу. Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение. Юродивых на Руси почитали. Он одной веры с боярыней. Возможно, вот такие юродивые приходили в дом к боярыне, и она покровительствовала им, пригревала, давала подаяние, привечала, помогала выжить. На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи. Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь.
И пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом (символизирующим в народной поэзии слёзы). Мудрым состраданием полны и странник (преследования за веру) со старообрядческим посохом в руках, снявший шапку перед боярыней.
Низко склонилась боярышня в золотом платке и сине-голубой шубке. В образе боярышни воплощены душевная кротость и стойкость. Не случайно художник сопоставляет её с Богоматерью на иконе. Наклон головы, цветовое решение фигуры (в идее самоотвержения лежит это сопоставление).
Слева, за спиной боярыни слышится злорадное хихиканье попа и хохочущий басок самодовольного купца, но их смех тонет в общем настроении глубокого сострадания и сочувствия - таково общее настроение народа. Отчего же у нас создаётся такое впечатление?
Это видно по выражению лиц, по тому, как люди сдвинулись вокруг саней, фигуры словно срослись, это передаёт движение, взволнованность. В сердца людей словно проникает огненный взор боярыни, и потрясённая толпа превращается в народ, сознающий себя как единое целое.
«Меньшиков в Берёзове» - очень красноречивая картина. Свет зимнего дня сочится сквозь заледенелое слюдяное оконце сибирской избы, где проходят последние годы «Алексашки», «полудержавного властелина» светлейшего князя Александра Данилыча, брошенного с детьми в далекую ссылку.
Нарушая перспективы (слишком низкий потолок, непропорционально большая фигура Меньшикова) Суриков хотел показать исключительность Меньшикова. Меньшиков – это удивительный человек, вознесенный из самого низа и поднявшийся благодаря своему уму, хитрости, смелости и везению до самых больших высот. Вчера еще самовластный правитель огромной страны, владелец несметных богатств, вершитель судеб, на картине – уже никто, прошлое, и другого будущего у него нет.
Фигуры сына и дочери – оба были названы именем отца – на заднем плане. Лица их грустны, но спокойны. Они выживут и вернутся из ссылки. В фигуре старшей дочери, шестнадцатилетней Марии, которая еще недавно была невестой царевича– обреченность. Её лицо бледное, вокруг глаз глубокие тени, взгляд в никуда… Точно так же художник дает почувствовать дальнейшие судьбы детей Меньшикова.
Стол – обычный символ объединения в данном случае разъединяет. Ближние к нам - Меньшиков и его старшая дочь, примостившаяся в ногах у отца, погружены в свои мысли, и уже осознают возможное будущее. Угол, в котором они сидят, противопоставлен иконостасу с горящей лампадкой – последним в их жизни верхним светом. По ту сторону стола сидят сын и младшая дочь бывшего вельможи. Окно за их спинами – символ покинутого внешнего пространства, туманной фортуны, которая будет к ним благосклонна. Какая деталь обстановки призванная объединять семью на картине разъединяет героев?
Отвергнутая и смертельно больная Мария была написана с жены художника. Сохранился акварельный этюд – Елизавета Августовна, закутанная в бархатную шубку, сидит на низкой скамеечке. Сына Меньшикова Суриков нарисовал со знакомого юноши. А младшую дочь угадал в случайной прохожей и долго преследовал ее до самого дома, но, все же добившись доверия, сделал с нее эскиз. В образе Меньшикова был увековечен простой московский учитель, которого художник увидел во время одной из своих прогулок по Москве
Домашние задания: ? Кто является прототипом странника ? О каких событиях нам рассказывают картины Сурикова : «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка», «Степан Разин»
Список литературы: Большая серия знаний. Изобразительное искусство.- М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2006 Данилова Г.И. МХК 5-6 кл.-М.: Дрофа, 2007 Данилова Г.И. МХК 7-8 кл.-М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2007 Данилова Г.И. МХК 10,11кл.-М.: Издательский Интербург, 1999 C.Каплова. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981 Русский музей/альманах. Вып.161. – Спб.: Palace Editions,2007 Шедевры русской живописи.- М.: Белый город, 2006 Энциклопедический словарь юного художника/ сост. Н.и. Платонова, в.д. Синюков.- М.: Педагогика, 1983 Аудио-и видеопособия: Азбука искусств. Как научиться понимать картину. СD Большая энциклопедия. России. Искусство России. СD Русский государственный музей. CD. Интернет-ресурсы: http://images.goole.ru| http://visaginart.nm.ru| http://culture.mincult.ru| http:/w.w.w.anabarsis.ru|