Презентация "Исторический жанр в творчестве Василия Ивановича Сурикова"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 186
Презентация "Презентация "Исторический жанр в творчестве Василия Ивановича Сурикова"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Исторический жанр в творчестве
Василия Ивановича Сурикова»
Работу выполнила: Андреева Ирина, 7 класс Руководитель: Саттарова Татьяна Анатольевна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Кокшайск»
Республиканская НПК «Нам о России надо говорить»
«Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу».
В.И. Суриков
Постановка проблемы
Цель исследования:
Изучить жизнь и творчество художника
Задачи:
1) Изучение литературы по данной теме
2) Рассмотреть известные картины художника, сделать анализ работ
Методы исследования:
1) Использование дополнительной литературы
2) Поиск информации в Интернете
Историческая справка
Василий Иванович Суриков- лучший мастер русской исторической картины. Родился 24 января 1848 года г. Красноярске в семье губернского регистратора. Казацкие корни, любовь к Сибири, реальное ощущение истории,
глубокое знание страны вывели его на путь высокого творчества.
В 1869 – 1875 гг. учился в Петербургской Академии художеств, в художественном классе П.П. Чистякова.
Был членом Товарищества передвижных художников и
Членом Союза Русских художников.
Путешествовал по Франции и Италии, особое впечатление
на художника оказали живописцы эпохи Возрождения
Веронезе и Веласкес.
Умер 19 марта 1916 г. Похоронен в Москве.
Вид памятника Петру I на
Сенатской площади в Петербурге. 1870 г.
Первая значительная картина
художника. Картина была
куплена золотопромышленником
П.И. Кузнецовым, ныне хранится
в Государственном Русском
Музее.
Пир Валтасара. 1874 г.
Валтасар - последний вавилонский царь, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь Валтасар и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника в самый напряженный момент осады Вавилона, беспечный царь Валтасар устроил грандиозный пир, на который приглашены были тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов. В разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова.
Апостол Павел объясняет догматы веры.
1875 г.
На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста". В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Суриков расширил тему, включив в композицию толпу - римских воинов и горожан, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. Картина вышла живой и выразительной, но, несмотря на возражения прогрессивной части профессоров, в особенности Павла Чистякова, очень ценившего Сурикова, золотая медаль, а вместе с ней и командировка за границу так и не были ему присуждены.
Утро стрелецкой казни. 1881 г.
Казни стрельцов были подробно описаны секретарем австрийского посольства Корбом, дневник которого и послужил для Сурикова основным источником фактических сведений. С величайшей добросовестностью относился художник ко всем историческим и археологическим подробностям своей картины. Собирал данные о костюмах в кремлевской Оружейной палате и Московском Историческом музее. На картине изображена Красная площадь около Лобного места. В глубине в утреннем голубоватом тумане высится громада Василия Блаженного. На площади стоят телеги, на них в белых рубахах - приговоренные к смерти
Утро стрелецкой казни.
Третьяковская галерея, Москва.
Меньшиков в Березове. 1883 г.
"Меншиков в Берёзове" - единственная интерьерная картина из всех классических работ художника. Сурикова часто упрекали за несоблюдение в ней правил перспективы - диспропорцию между огромным ростом Меншикова и низким потолком избушки. Суриков сделал это сознательно, для того, чтобы подчеркнуть всю трагичность состояния сильной энергичной личности, обреченной на медленную смерть в ссылке. Старшую дочь Меншикова, Марию, Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, для сына Меншикова позировал сын знакомых – Шмаровиных.
После того как на передвижной выставке 1883 г.
П.М. Третьяков приобрел «Меньшикова в Березове»
для своей галереи, Суриков получил средства для
зарубежной поездки. Он побывал в Германии,
Италии, Франции, Австрии, видел коллекцию
Дрезденской галереи, собрание Лувра, познакомился
с творениями итальянских и испанских мастеров.
Однако возникший замысел исторической картины-
«Боярыня Морозова» - не оставлял художника в
покое даже за границей. Суриков избрал
трагический момент русской истории: время раскола
Русской Церкви в середине XYII в., фанатической
Борьбы старообрядцев с нововведениями Никона при
царе Алексее Михайловиче.
Боярыня Морозова. 1887 г.
Темой картины Суриков избрал момент, когда одну из наиболее ярких и фанатичных защитниц старообрядчества, ближайшую сподвижницу протопопа Аввакума боярыню Федосью Морозову, состоявшую в родстве с самим царем, измученную, закованную в кандалы, увозят в Пафнутьево-Боровский монастырь, в земляной тюрьме которого она и окончила свои дни. Убогие крестьянские розвальни медленно движутся сквозь густую толпу людей. Образ боярыни, высоко поднявшей тонкую белую руку, сложенную в двуперстном крестном знамении - символе исконной веры, потрясает своей силой и выразительностью. Он целиком отвечает характеристике, данной ей протопопом Аввакумом: "Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, акилев".
Образ боярыни Морозовой
Пламенный протест Морозовой вызывает живой отклик в толпе. Суриков показывает широчайшую гамму ответной реакции толпы: от поклонения, сочувствия, жалости до осуждения, спокойного любопытства и откровенного злорадства. По своему обыкновению Суриков много времени и сил затратил на поиски подходящих типажей. Особенно сложной оказалась работа над центральным образом. " В типе боярыни Морозовой, - вспоминал художник, - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна... Она к старой вере стала склоняться... Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала... Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти... Все лицо мелко было. В толпе терялось... И вот приехала... начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила".
Взятие снежного городка. 1891 г.
В 1887 г. Суриков потерял жену.
Ее смерть переживал долго и
мучительно. Почти оставив
живопись, он отправился на родину,
в Сибирь, где прожил целый год.
В 1891 г. написал новую картину
на современный сюжет – « Взятие
снежного городка». Показана удалая
сибирская игра, когда всадник должен
перескочить сооружение из снега.
Молодые, улыбающиеся лица, яркие
одежды, искрящийся на солнце
снег – все проникнуто весельем.
Посещение царевной женского монастыря
Суриков работал над картиной особенно усердно в 1898 году, но выставил ее только в 1912 году. Картина по содержанию скорее историко-бытовая, чем чисто историческая. В центре образа идеал русской красоты, еще не тронутой жизнью, преисполненной искренней веры и нравственной чистоты. Расступившиеся перед ней и склонившиеся в глубоком поклоне монахини, измученные житейским, страдающие или сумевшие умертвить в себе человеческие чувства, - образуют сильный контраст с обликом царевны.
Покорение Сибири Ермаком. 1895 г.
Бой казачьей флотилии
Ермака и войска Кучума.
«А ведь летописи не читал.
Она (картина) сама мне так
представилась: две стихии
встречаются. Потом уж,
Кунгурскую летопись начал
читать, вижу – совсем как
у меня. Совсем похоже»,-
вспоминал художник.
«В станице Раздорской, на Дону нашел некоторые лица для картины. Отсюда, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь... Написал два лица казачьи, очень характерные, и лодку большую казачью»- писал Суриков родным. На Дону были выполнены этюды для Ермака и его есаулов, которые художник использовал потом в картине.
Государственный Русский музей
Переход Суворова через Альпы. 1899 г.
Тема мужества и героизма русских
солдат. Бесстрашие людей,
преодолевающих неприступные
заснеженные скалы, отвага и
смелость полководца воплощены
в сильных и выразительных образах.
«Двигаются, покорные слову вождя»,-
заметил художник по поводу сюжета
своей картины.
Степан Разин. 1903 – 1910 гг.
Василий Суриков. Степан Разин.
1903–1910. Холст, масло. 318 x 600.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия
Почти все пространство картины
занимает огромная ладья,
плывущая по широкому волжскому
простору. В центре – фигура Разина.
Атаман – бунтарь погружен в
тяжкую думу. В мускулистых фигурах
гребцов – напряжение и сила,
воплощение мощи народа.
Портрет
Портретом Суриков увлекся в 1890-е годы. Известно
более двухсот его портретов, из них четырнадцать
автопортретов. Сложные психологические переживания
моделей, их душевный мир его не интересовали. Его
привлекала могучая сила и целостность русского
человека. Изображая современников, он одевал их
в старорусские одежды и головные уборы. И извлекал
«извечные» представления об исконной народной
красоте и духе, о здоровье и силе.
Он почти не писал заказных портретов, его модели –
это близкие знакомые и родные. Один из лучших –
Портрет десятилетней дочери с куклой ( 1888, ГТГ)
Портрет дочери О. В. Суриковой,
в детстве. 1888 г.
Знаменитые портреты художника
Сибирская красавица.
Портрет Е.А. Рачковской. 1891 г.
Горожанка. Портрет А.И. Емельяновой.
1902 г.
Заключение
Василий Иванович Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремля, по книгам, летописям, долгое время проводил в музеях. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
В летописи русского искусства Суриков остается величайшим историческим живописцем, верящим в духовные силы своего народа.
Литература
1. Знаменитые русские художники. Биографический словарь,
Санкт- Петербург. Издательство «Азбука – классика», 2001 г.
2. Мастера русской живописи, «Белый город», 2007 г.