Тверские зодчие
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 256
Презентация "Тверские зодчие" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Тверские зодчие Великих дедов возблагодарим, Помянем миром души славных зодчих: Они вложили в свой Последний Рим Всю чистоту и свет преданий отчих. Но мы ли свет грядущий предварим? Он загорится в новых средоточьях, И станет тусклым в радуге его Вот это каменное естество.
Тверской мастер Ермола- построил шатровую церковь в Великом Новгороде Зодчий Гаврила Маков – создание храмов Свенского монастыря в Брянске Зодчий «Павилика Тферитин» - создал церковь Возмищского монастыря в городе Волоколамске Зодчий – то же, что и архитектор, т.е. специалист по искусству проектирования и строения зданий и сооружений
Село Городня-на-Волге Самая древняя церковь, сохранившаяся Тверской земле – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XIV—начале XV века в городе была возведена белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Городня известна по летописи еще с XIV века. Вертязин, Городень, Городец - так называлось в старину это место. Город-крепость являлся центром небольшого удельного княжества, заслоняя Тверь с востока. Здесь пролегал важный водный путь из Новгорода в Суздальскую землю. В городе развивались ремесла, велась оживленная торговля, чеканилась своя монета. Со временем он утратил свое значение, превратился в богатое село на почтовом тракте. В начале XVIII века Петр I подарил село А. Д. Меншикову. Церковь Рождества Богородицы стоит на высоком волжском берегу. Это единственный каменный храм, сохранившийся со времен Тверского княжества. Построен он в XIV века великим князем Тверским Борисом Александровичем, являлся соборным храмом удельного княжества. Неподалеку располагалась приходская Воскресенская церковь. От XIV века сохранился лишь белокаменный подклет. Церковь неоднократно перестраивалась, сегодняшний свой вид приобрела в XVIII века. Облик храма отличается ясностью и простотой, запоминающимся силуэтом. Церковь, окруженная со всех сторон каменной оградой, состоит из массивной низкой апсиды, собственно храма, трапезной с приделом Иоанна Предтечи, шатровой колокольни. Простой прямоугольный в плане объем храма венчает золоченая главка-луковичка. Церковь действующая, совсем недавно были проведены реставрационные работы, в подклете храма найдены уникальные фрески XV века, хранящиеся сейчас в музеях Твери и Москвы.
Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества в Василёво Музей создан на территории усадьбы помещиков Львовых к. XVIII-нач. XIX вв. в 1976г.Состоит из 2-х частей: остатки усадьбы (оранжерея к. XVIII в - неоднократно перестроена), парк с каскадом прудов, валунный трехпролётный мост; 13 памятников сельского деревенского зодчества: церкви клетские - 2, часовни клетские - 2, амбары, пожарное депо, трактир, жилой дом карельского типа с размещением по секторам - среднерусский, карельский. На территории музея свезены: Преображенская церковь погоста Спас на Сози (Калининского района), Знамения церковь и амбар из села Пылева (Весьегонского района), амбар и водяная мельница из деревни Устье (Удомельского района), амбар из деревни Пореево (Весьегонского района), ветряная мельница из села Белого (Бежецкого района), пожарное депо из деревни Лаптиха (Бежецкого района), жилой дом из деревни Куклино (Сонковского района) и др. Среди замечательных экспонатов деревянного зодчества, представленных в музее, особо стоит отметить уникальную церковь Преображения (1732) клетского типа, привезенную из погоста Спас на Сози (Калининский район Тверской области), Знаменский храм (1742) и часовню Архистратига Михаила (середина XVIII в.). Также весьма интересны и здания общегражданского и хозяйственного назначения, например, здание пожарного депо, перевезенное в музей из деревни Лаптиха Бежецкого района Тверской области. Имеются и другие уникальные экспонаты, например, старинные камни-валуны раннехристианской эпохи из села Пречистая Каменка Кувшиновского района Тверской области с изображением креста и отпечатком «стопы Богородицы», по преданиям являвшейся жителям этих мест в XI веке.
Широков погост («Тверские Кижи») Жемчужина Верхневолжья, Тверские Кижи – деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи XVII века, построенная, по легенде, братьями Ширковыми. Это самая высокая деревянная церковь в мире.
Церковь была построена в 1694 году и является самым высоким деревянным сооружением в Центре России. По легенде, история ее началась в незапамятные времена, когда неизвестные купцы шли из Новгорода в Москву и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановившись на высоком берегу на отдых, они поставили образа на землю, но, собравшись продолжать путь, не смогли поднять их. Так и остались иконы на том месте, и именно там братья Ширковы возвели церковь, которая до сих пор вызывает изумление даже у архитекторов. Необычная ярусная церковь типа «четверик на четверике, созданная из мощных бревен (до 70 см в диаметре) и устремленная ввысь более, чем на 40 метров, издалека формой напоминает стройную ель. Можно сказать, что это творение древнерусских зодчих – «тверские Кижи», как иногда величают Ширков погост – олицетворяет собой всю пеновскую землю, край древних лесов. Деревянная церковь Ширкова Погоста не имеет сохранившихся аналогов на территории России.
Село Дулово Конаковский район "Храм воздыханья, храм печали – Убогий храм земли твоей; Тяжелее стонов не слыхали Ни римский Петр, ни Колизей. Сюда народ тобой любимый, Своей тоски неодолимой Святое бремя приносил, И облегченным уходил. Войди! Христос наложит руки, И снимет волею святой С души оковы, с сердца муки И язвы с совести больной"... Н.Некрасов
Село Дулово – это самый край Тверской области, который граничит с Дмитровским районом Московской области. «В ранних писцовых книгах 1628-29 годов о селе Дулове написано: село Дулово на реке Сестре, а в нем церковь во имя великомученика Никиты. Село в это время принадлежало князю Василию Ивановичу Туренину и дано было ему по государственной жалованной грамоте 1624 года за оборону Москвы от поляков.
В 1759 году в Дулове была сооружена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного и позже село стали звать “Спаское, Дулово тож”. Строительство каменной Спасской церкви в селе Дулово началось в конце 18 века: в 1797 г. владелец села Александр Осипович Кожин обратился в Тверскую духовную консисторию с прошением построить каменный, с тёплым приделом храм (на расстоянии в сорок сажень от прежнего деревянного, который затем был разобран и продан в Медведеву Пустынь в 1809 г. На месте прежней деревянной церкви (на кладбище), в память о ней, в 1909 г. выстроили маленькую часовню из красного кирпича, сохранившуюся до нашего времени.
. Строительство храма велось тщанием вотчинника Кожина, «с употреблением в пособие церковной кошельковой суммы», трудами его крестьян и завершилось в 1807 г. В 1802 году освятили первый престол в честь перенесения в 944 году нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Царь-град.
Композиция церкви включает храм и трапезную, над западной частью которой возведена колокольня. Ее венчает невысокий шпиль, в настоящее время находящийся (ввиду бедности прихода) без креста. Храм имеет вид кубического четверика с приземистой ротондой, завершенной тонким барабаном с главкой и крестом.
Зимний придел (с правой стороны) во имя Макария, игумена Калязинского и Чудотворца, был освящен иереем Петром Семеновым 13 июня в 1809 года на новом атласном антиминсе. Благолепное украшение живописью, иконостасом и утварью настоящей церкви продолжалось еще 7 лет: 4 июня 1816 года ее освятил во Имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя соборный священник Михаил Петров. главный придел – в 1816 г. во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.
Ворота церковной ограды. Вид с юго-запада. В оформлении ворот использованы изображения святых, особо почитаемых в селе.
Фрагмент внешней отделки западной стены. Образ Спаса Нерукотворного над главным входом в храм.
Воздвигнут был во славу Бога, И не найти, пожалуй, слога, Чтоб описать мне как тогда, Сияли златом купола. Как по холмам в тиши печальной, Распространял повсюду он, Колоколов призыв кристальный, Хрустально - чистый, добрый звон. Пред ним персты втройне слагали, Крестились вдоль и поперек, Порой с печалью провожали Обитый тканью мрачный гроб. Весной, над строгими крестами, Кружили черные грачи, На пасху, шумными рядами, К нему сходились куличи. Попы здесь ладаны курили, Кадилом разгоняя дым, Молитвы к небу возносили, Желали счастья молодым. Бежали годы за годами, И не заметили когда, На землю эту, как цунами, Влетела красная беда. За ней служители закона, Снесли алтарь, сожгли иконы, Подняли вековую пыль...