Социальная политика России в контексте сравнительной социальной политики
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 369
Презентация "Социальная политика России в контексте сравнительной социальной политики" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Социальная политика России в контексте сравнительной социальной политики Н.С.Григорьева д.п.н., факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова
Социальная политика – это: внутренняя политика государства включает те виды деятельности, которые входят в ее компетенцию сфера научной деятельности междисциплинарная сфера практическая деятельность изучает социальные обстоятельства, в которых живут люди разработка и реализация политических мер понимание социальных рисков перераспределение ресурсов
Две составные части социальной политики Социальная Социальное - общественное Социальное – обеспечение жизнедеятельности человека в повседневной жизни - социальные права - социальные потребности - социальные услуги Политика Сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема власти Согласие, консенсус среди партнеров о том, какие проблемы надо решать и какими способами это делать Политический цикл
Базовые ценности социальной политики Равенство и справедливость Нравственность и мораль Социальная солидарность и социальная ответственность Какое общество мы хотим иметь? Какие критерии справедливости? Как понимаем солидарность?
Что важно для понимания социальной политики? Место и роль государства. Интерес – чей интерес определяющий Важна не только цель, но и методы, которые ведут к ее достижению
Конституция РФ, 1993, статья 7 Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
Базовые принципы моделей социального государства Остаточная модель Абсолютная бедность Адресность Горизонтальное равенство Институциональная Относительная бедность Универсальность Вертикальное равенство
Социальная политика: Политика правительства по повышению благосостояния граждан и страны Способы, которыми благосостояние достигается в обществе Академическая предметная область
Социальное государство (или государство всеобщего благосостояния) - это: В узком смысле – система социального обеспечения Государственная система программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные и медицинские потребности, которые являются фундаментальными для поддержания стабильности в обществе
Основные дилеммы современной социальной политики Брюссель, 1995 Социальная справедливость или индивидуальная социальная ответственность Удовлетворение социальных потребностей индивидуально или коллективно Доступ к общественным службам для всех граждан или только отдельных категорий Компромисс между уровнем социальной зашиты, к которому общество стремится и желанием граждан его финансировать
Основные задачи ЕС в области социальной защиты населения Усилить стимулы к поиску работы для тех, кто не работает, но может трудиться и обеспечить разумный доход для тех, кто не может работать сократить число людей, получающих помощь от государства Разрыв в развитии теории и практики Защитить будущие пенсии Сдерживать рост расходов на здравоохранение, обеспечив при этом качество
Аргументы в пользу социального государства Активный потребитель услуг – средний класс Под социальным государством чаще понимают не непосредственное участие государства в решении социальных проблем, а «смешанную экономику благосостояния» Соотношение экономки и социальной политики сложно и неоднозначно. Социальные расходы это не затраты, а вложения в развитие человеческого потенциала
Современные проблемы социальной политики в развитых странах Демографические процессы –старение населения, безработица, увеличение числа домохозяйств с 1 человеком.. Глобализация и информационное общество-требования к квалификации персонала Процветание и богатство – бедность и социальная дезинтеграция Объем ресурсов, выделяемых на социальное развитие – диверсификация источников финансирования социальной защиты, поиск баланса между обязательными и добровольными социальными программами Идея социального партнерства и участия
Социальная политика и глобализация Сравнительная социальная политика Основные показатели Рост и неравенство в удовлетворении социальных потребностей Социалистическое развитие и переход к рынку Влияние международных организаций на процесс создания социальной политики
Инструменты влияния на социальную политику Инструменты Кредиты с социальной обусловленностью Кредиты с экономической обусловленностью Дополнительные услуги Правовое регулирование Техническая помощь по тренингу Политическое соглашение Перераспределение ресурсов «не на кредитной основе» Совместные конференции и соответствующие публикации Применение МБ выдает на условии изменения соц.политики МВФ выдает на условиях изменения эк. политики Грант ЕС в соответствии с местными ресурсами СЕ, МОТ ЕС, МБ,ЮНИСЕФ, ПРООН, МОТ Соглашение ЕС с гос-ми Структурный фонд ЕС Грантовые проекты ЮНИСЕФ/ПРООН Конференции открыты для всех Global Social Policy, 1997
Направления социальной политики России: Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина и т.д. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, занятость, соц. Страхование Социальная защита и поддержка нетрудоспособных и малоимущих слоев (гарантии, соц. обслуживание, пенсионное обеспечение Развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура…) Социоэкологическая политика Политика в области инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь…) Миграционная политика Политика в отношении отдельных категорий населения (молодежь, женщины, пожилые, инвалиды….)
Джозеф Стиглиц Глобализация: тревожны тенденции М., 2003. ГОСУДАРСТВО может и должно играть существенную роль, не только корректируя провалы рынка, но и обеспечивая социальную справедливость РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ, предоставленный самому себе, оставляет большому числу людей слишком мало ресурсов для выживания Для большинства населения бывшего Советского Союза экономическая жизнь при капитализме оказалась даже хуже, чем предостерегали их прежние коммунистические лидеры. Перспективы на будущее мрачны. Средний класс уничтожен, созданы условия для кланово-мафиозного капитализма. Единственное достижение – возникновение демократии…представляется хрупким…
Современная социальная политика строится на основе отказа от основополагающих принципов советской социальной политики Отказ от патернализма Разгосударствление социальной сферы Диверсификация социальной сферы по формам собственности Формирование рынка социальных услуг Переход от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию Переход от категориальной социальной помощи к адресной Регионализация и муниципализация социальной политики – генеральное направление
Субъекты социальной политики: Государство Субъекты федерации Органы местного самоуправления Внебюджетные социальные фонды Профсоюзные и иные общественные организации Политические партии
модели социальной политики России Продолжительность жизни- снижение в 2004 году до 65,5 года, для мужчин –59,1 (134 место в мире), женщин-72,5 года (100 место в мире) Естественная убыль за 10 лет – 9 млн. чел, за счет миграции – 6 млн. чел. На 1 июля 2005 года –143,1 млн. чел. (2004 – 144.2) Смертность- самый высокий в Европе. В 2005 году –16,1 умерших на 1000 населения, умершие в трудоспособном возрасте – 30% Уровень заболеваемости имеет тенденцию к росту практически во всех возрастных группах и по всем классам болезней, уровень заболеваемости детей за последние 10 лет вырос в 1,4 раза Безработица – в 2001 году –6,4 млн. чел (9%трудоспособного населения) негативная тенденция – рост среднего периода безработицы. По данным зарубежных исследований 1% роста безработицы ведет к увеличению на 2% числа психических заболеваний и преступности. Снижение интеллектуального потенциала страны. Россия находится в конце 4 десятка в списке 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики. И последнее 49 место по «индексу технологий» Деформация семейно-брачных отношений – с 1990 года доля детей, родившихся вне брака выросла с 14,6% до 29,5% в 2003 году от общего числа родившихся Массовая бедность, и хотя в 2002 году денежные доходы выросли, но ею охвачено не менее 1/3 населения. По данным опроса ВЦИОМ (2000) г. 33% опрошенных с трудом поддерживали свое существования, а 54% позволяли приобретать только необходимое Опрос 2003 года подтвердил эту ситуацию. Как видно существуют значительные расхождения между официальными данными и результатами массовых опросов (в 1,5 раза) С апреля 2002 года по апрель 2003 года прибавка среднемесячной зарплаты в группе состоятельных граждан составила 3300 рублей, а у бедной части населения. 116 рублей Некоторые примеры современной
Рынок социальных услуг России Спрос отражает интересы в основном наиболее платежеспособных семей и предприятий Обязательные социальные гарантии не обеспечиваются Потребитель на рынке социальных услуг не защищен Государство не выполняет своих функций: ни регулирующей, ни фискальной Рынок социальных услуг приобретает все более асоциальный характер
Институциональные условия Перераспределение полномочий Значительные колебания в области полномочий регионов в сфере социальной защиты населения Размытость ряда полномочий Возможности самостоятельной социальной политики Одновременность реформ (административной, бюджетной, «монетизация»льгот, национальные проекты
Противоречивость сигналов Противоречивость среднесрочной программы и 122-ФЗ Адресность или эффективность осуществления выплат Прозрачность или гибкость Группы интересов Тезис о «неухудшении» допускает разные толкования, но блокирует расширение адресности на региональном уровне Отсутствие моратория на расширение численности льготных категорий Как ведут себя регионы в условиях противоречивых сигналов?
Проблемы финансирования социальной политики Ограниченность финансовых ресурсов, которую трудно доказывать Недовольство потребителей качеством услуг Годовое финансовое планирование Категориальный подход к формированию бюджетов и программ Неразвитость рыночных механизмов Сметное финансирование «от достигнутого»
Неоднозначный импульс политики и его интерпретации в регионах Почти все регионы в 2005 году сохранили льготы по оплате ЖКХ 70% сохранили в натуральном виде обеспечение твердым топливом 49% в натуральной форме сохраняют льготы на лекарственное обеспечение 39% регионов сохранили неизменным железнодорожный проезд репрессированным 33% субъектов оставили для ветеранов труда и тружеников тыла в натуральном виде пригородный проезд железнодорожным и водным транспортом 33% регионов сохранили бесплатный городской и пригородный проезд для всех категорий региональных льготников 75% сохранили денежные компенсации за абонентскую плату за телефон, оплату радиоточки и коллективной антенны
Распространенность социальных льгот В 69% семей были получатели льгот Только 30% тех, кому положены льготы, их получили 31% доля федеральных льготников среди всех льготников Группа лекарства общественный транспорт Россия 17% 40% Рег. льготники 16% 40% Федер.льготники 41% 47% Городское население 18% 54% Сельское население 15% 18%