Презентация "Организация и проведение новых программных практических работ по географии (5 класс)"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 138
Презентация "Презентация "Организация и проведение новых программных практических работ по географии (5 класс)"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Основные вопросы которые мы рассмотрим
Что такое практические работы(РП) и их роль в содержании в примерной рабочей программы
Статус ПР (тренировочные или итоговые)
Основные формы организации ПР
Для каждой из новых ПР в курсе 5 –го класса: цели; оборудование; рекомендуемые задания для обучающихся; основные подходы к оцениванию результатов выполнения ПР
Практические работы (ПР) – важный компонент содержания новой примерной рабочей программы (ПРП) учебного предмета география.
ПР – включенные в ПРП виды учебной деятельности обучающихся, нацеленные на поэтапное умений, входящих в состав предметных и метапредметных результатов освоения программы.
ПР – учебно – познавательные задания, при выполнении, которых применятся полученные ранее знания, приёмы учебной деятельности, умения работать с источниками географической информации для решения различных учебно - познавательных задач.
ПР – виды учебной деятельности результатом которых является созданный обучающимися определённый материальный продукт
Формы организации ПР по географии
Индивидуальная – самостоятельное выполнение обучающимися одинаковых или аналогичных по содержанию заданий без контакта с другими учениками.
Парная – совместное (в паре) выполнение задания. При этом пары могут получать разные, но аналогичные по содержанию задания. Рекомендуется использовать при проведении ПР, результат выполнения которых не является однозначным, а цели которых включают развитие критического креативного мышления, формирование умений, относящихся к числу УУД.
Групповая форма организации предусматривает получение каждой из групп одинаковых или разных, но аналогичных по содержанию заданий и распределение задач между членами группы.
Формы организации ПР по географии
Классная форма используется при организации ПР, выполнение заданий которых не требует много времени.
Домашняя – используется при организации ПР, выполнение заданий которых требуется более 30 минут (составление географических описаний, построение графиков и диаграмм, работы требующих самостоятельного поиска и отбора источников географической информации в сети интернет).
При проведении ПР важно не просто дать задание, но и объяснить с какой целью предлагается его выполнить, какое умение сформируется, показать какое значение это умение может иметь и при продолжении образования, и в повседневной жизни.
Оценивание результатов выполнения ПР
В целях дополнительной мотивации обучающихся результаты выполнения ПР рекомендуется оценивать с выставлением отметок в журнал (по усмотрению учителя), при этом учитель может самостоятельно определять нормы оценивания.
Результат выполнения ПР проводимых в групповой форме сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносится на рассмотрение всего класса.
Если ПР предполагает креативную творческую деятельность, результат которой не является заранее предопределённым (способ наглядного представления той или иной географической информации, выдвижение предположения о причинах того или иного географического явления и его обоснование, способ решения предлагаемой проблемы), то она может быть названа конкурсом. Особо креативные (нестандартные и в тоже время эффективные) способы решения рекомендуется поощрить дополнительно, например школьной грамотой.
ПР № 1 «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт»
Цели ПР – формировать умения:
сравнивать источники географической информации (географические карты), интегрировать и интерпретировать информацию о географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
устанавливать основания для сравнения4 анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; проводить по плану несложное географическое исследование; находить аргументы, подтверждающие или опровергающие ту или иную идею в различных источниках географической информации; самостоятельно формулировать обобщения и выводы;
Важно объяснять пятиклассникам, что они будут не просто сравнивать старинные географические карты с современной. А будут учиться сравнивать источники географической информации – овладевать умением очень важным не только для географов, но и для всех людей, живущих в современном мире.
ПР № 1 «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт»
Задание
1. Определите на какой из трёх карт изображена наибольшая по площади территория, а на какой наименьшая. Укажите признак (признаки) по которому вы это определили.
2. Объясните почему размеры (охват) территории, показанные на картах Эратосфена и Птолемея различаются.
3. Укажите один (любой) географический объект, подписанный на современной карте, изображения которого на всех трёх картах, по вашему мнению, больше всего совпадают и один (любой) изображения которых наиболее сильно различаются
4. Определите. Информация какой из двух древних карт может быть использована для подтверждения теории единства Мирового океана
5. Оцените, какая из двух древних карт является более точной и укажите какой причиной это, на ваш взгляд, объясняется
ПР №1 «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт»
Примеры ответов на задания работы:
1) Самая большая по площади территория показана на современной карте мира. На ней мы можем видеть весь мир, а на старинных картах нет ни Америки, ни Австралии, ни Антарктиды, а Африка показана не полностью. Наименьшая площадь показана на карте Эратосфена, на ней Африки показан совсем маленький кусочек, и дальше Индии ничего нет.
2) Птолемей смог на своей карте показать больше земель чем Эратосфен потому, что он жил на сто лет позже и за это время путешественники открыли много новых земель.
3) я считаю, что больше всего похожи на всех трёх картах Средиземное море и местность вокруг него, а меньше всего похоже каспийское море.
4) Для подтверждения этой теории может быть использована карта Эратосфена – на ней все части океана соединяются между собой.
5) Я считаю, что более точной является карта Птолемея. На ней есть объекты, которых нет на карте Эратосфена, некоторые объекты показаны точнее, чем на карте Эратосфена.
ПР № 1 «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт»
Оценивание результатов выполнения работы:
Оценивание работ рекомендуется провести в форме само оценивания с выборочной перепроверкой учителем – учащимся предлагается оценит свои ответы на каждое из заданий по трёхбальной (0-1-2) шкале (Оценивается полнота и правильность ответов) и самостоятельно выставить себе оценку по пятибальной шкале, обращая внимание. Что в журнал он эти оценки выставит только по их желанию.
Перевод баллов в 5 бальную шкалу:
9 -10 баллов – «5»
7 – 8 баллов – «4»
И т.д.
ПР № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов. Открытых в разные периоды»
Цели ПР – формировать умения:
интегрировать и интерпритировать информацию о географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; систематизировать географическую информацию в разных формах;
Выбирать способ решения географических задач с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Подготовка к самостоятельной проектной деятельности, развитие креативности учащихся.
Важно объяснять пятиклассникам, что им предстоит самостоятельно определить, как они будут обозначать объекты, открытые в разные периоды, и самим решить, как это сделать так, чтобы карта получилась максимально наглядной. Что способы отображения могут разными.
ПР № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов. Открытых в разные периоды»
Оборудование:
- Географический атлас для 5 класса
- Контурные карты по географии для 5 класса
- Таблица в тетрадях учащихся «Географические объекты, открытые в разные периоды» (заполняется на уроках под руководством учителя последовательно по мере изучения темы):
ПР № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов. Открытых в разные периоды»
По мере изучения темы учитель показывает на настенной (электронной) карте, географические объекты, открытые различными экспедициями, просит учащихся найти их на карте в своих атласах, а затем записать их названия в соответствующую графу таблицы.
С учетом необходимости оптимизации учебной нагрузки учащихся рекомендуется при заполнении таблицы ограничиться внесением в нее только тех объектов, которые подписаны на карте полушарий в атласе, которой дети будут пользоваться при обозначении объектов на контурной карте.
ПР № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов. Открытых в разные периоды»
Примерный список географических объектов, открытые в разные периоды, который должен получиться в результате заполнения таблицы в течении 3 уроков
ПР № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов. Открытых в разные периоды»
Определение учащимися способов отображения информации (создание легенды карты)проводится во внеурочное время в форме выполнения учащимися пролонгированного домашнего задания. Перед началом работы рекомендуется показать образцы легенд различных карт (в том числе исторических из атласа по истории для 5 класса), но образцы легенды для этой конкретной карты демонстрировать не следует.
Важно обратить внимание пятиклассников, что необходимо в первую очередь подписать на карте её название – «Географические объекты, открытые в различные периоды».
ПР № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов. Открытых в разные периоды»
Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
Как и когда, - в классе или во внеурочное время в форме домашней работы, - проводить основную часть работы (само обозначение объектов на карте) определяйте в зависимости от особенностей вашего класса.
Перед выполнением работы необходимо напомнить учащимся, что требуется не просто обозначать каждый географический объект на карте соответствующим условным обозначением, н.о и подписать его название
ПР № 2 «Обозначение на контурной карте географических объектов. Открытых в разные периоды»
Оценка работ. Рекомендуется провести в форме самооценки под руководством учителя.
Учитель заранее собирает и анализирует работы на предмет возможных ошибок. Работы ранжируются на три группы отличные, хорошие и удовлетворительные. К отличным следует отнести выполненные учащимися карты, глядя на которые можно не только быстро определить в какой период был открыт тот или иной объект, но и назвать все объекты, открытые в каждый период. К удовлетворительным – те по которым трудно, не сверяясь постоянно с легендой назвать все объекты, относящиеся к той или иной группе. Учитывается наличие ошибок (неправильное обозначение объектов, неправильное написание их названий) а также аккуратность оформления.
На уроке учитель раздаёт работы учащимся, демонстрирует образцы отличных , хороших и удовлетворительных работ и предлагает учащимся самим оценить их работы одной из трёх оценок – «5», «4», «3». Обращая внимание, что в журнал он эти оценки выставит по их желанию.
ПР № 3 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России»
Цели ПР – формировать умения: устанавливать эмпирические зависимости между географической широтой местности, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом в различные сезоны года; использовать знания о закономерностях изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в различные сезоны года в зависимости от широты местности для решения учебных задач;
Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; выявлять причинно – следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
Форма организации - парная
ПР № 3 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России»
Задания для проведения работы готовятся для каждого из вариантов карточек, например:
1. Найдите название в таблице города на карте в атласе.
2. Определите какой из них является самым северным и какой самым южным.
3. Сравните высоту Солнца над горизонтом и продолжительность дня 17 февраля в Сочи и в Москве, в Москве и в Санкт – Петербурге, в Санкт – Петербурге и в Мурманске.
4. Сравните высоту Солнца над горизонтом и продолжительность дня 12 мая в Сочи и в Москве, в Москве и в Санкт – Петербурге, в Санкт – Петербурге и Мурманске.
5. Сделайте выводы о том, как изменяется высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня на территории России при движении с севера на юг в летнее время.
6. Сделайте выводы о том, как изменяется высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня на территории России при движении с севера на юг в зимнее время.
Каждая карточка может включать разные задания для двух учащихся: одному из них может предлагаться определить закономерности изменения высоты Солнца над горизонтом и продолжительности дня при движении с севера на юг, а другому с юга на север.
ПР № 3 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России»
Анализ результатов выполнения работы.
Учащимся работавшим по разным карточкам предлагается:
- объяснить выявленные закономерности
- найти в учебнике иллюстрацию с помощью которой можно объяснить выявленные закономерности
Оценки за работу выставляются по усмотрению учителя
На сайте «Институт развития стратегии образования» можно познакомиться с рекомендациями по организации и проведению новых программных практических работ из курсов 6, 7, 8 и 9 классов можно на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций»
https://content.edsoo.ru/case/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!