Ранний детский аутизм. Основные симптомы, подходы к коррекции
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 105
Презентация "Ранний детский аутизм. Основные симптомы, подходы к коррекции" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ:
основные симптомы, подходы к коррекции
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения
Кафедра образовательных технологий и дистанционного обучения
Подготовила :
Болякина Ксения Александровна,
студентка 1 курса, гр. ЗФ-109/101-1-13л
Златоуст, 2018
Это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
Ранний детский аутизм
(синдром Лео Каннера) –
Особенности детей с РДА:
стереотипное поведение;
чрезмерная психомоторная возбудимость;
трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром;
трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других;
стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;
Мутизм - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не даёт понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.
задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
Своеобразное отношение к речевой деятельности и своеобризие в становлениии экспрессивной речи
Гуление запаздывает, отсутствует или обеднено;
Появление фразовой речи в 2-летнем возрасте;
Не обращаются к языку жестов и мимики
Снижена реакция на говорящего;
Лучше реагирует на шепотную речь;
Несформированность коммуникативного поведения; взгляд мимо, «сквозь» собеседника;
Хорошо развита «автономная» речь.
Речь и коммуникативное поведение
У аутиста может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». При этом наедине с собой он может комментировать свои действия и увлечённо декламировать стихи.
Избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. Детям с РДА свойственны эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи), а также неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
Особенности познавательной сферы
Первичные нарушения – гиперсензитивность и слабость психического тонуса
Вторичные нарушения – аутизм и аутостимуляция
Третичные нарушения – истинные невротические образования
Структура дефекта:
Ощущения и восприятия
Повышенная сенсорная ранимость => игнорирование воздействий;
Человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта;
В реакциях на предметы – большая полярность (реакция на «новизну» резкая и продолжительная, вместе с тем повышенная чувствительность к слабым и привычным раздражителям);
Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины предметного мира (важен не предмет, а его сенсорные качества)
Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения от собственного тела (аутостимуляция)
Внимание
Устойчиво несколько минут, иногда и секунд.
Низкий уровень активного внимания;
Нарушение целенаправленности и произвольности внимания;
Сильнейшая психическая пресыщаемость
Хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний
Эмоциональная память стереотипи-зирует восприятие окружающего
Память
Богатое / Патологическое
В содержании фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, просмотренные кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события
Патологическое фантазирование – основа для появления неадекватных страхов
Воображение
55-60% -УО
15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность
15-20% - нормальный интеллект
Трудности произвольного обучения
Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую
Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости
Одаренность в отдельных областях
Диспропорция:
вербальный < невербальный интеллект
Мышление и интеллект
Отстает в формировании комплекс оживления;
Отсутствует характерное для детского возраста желание понравиться, заслужить похвалу от взрослого;
Снижение порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром;
Склонность к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов;
Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии, плохо закрепляется опыт опасного контакта с горячим и острым;
«Феномен тождества» => привыкает к среде обитания, не умеет выделять себя из среды, остро реагирует на всяческие изменения;
Стереотипы (двигательные, сенсорные, поведенческие);
Сниженная способность с сопереживанию, не способен заражаться настроением окружающих людей.
Эмоционально-личностная сфера
Типичные возрастные
(реакция на реальную, значимую
опасность) – 28%:
Боязнь остаться одному
Потерять мать
Незнакомой обстановки
2. Обусловленные гиперчувствительностью – 35%:
страх бытовых шумов,
зрительных, тактильных раздражений
страх незнакомых людей, новых мест;
3. Неадекватные бредоподобные, связанные с фрагментарностью представлений о мире
3 группы страхов:
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего
Характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией
поведение носит полевой характер (постоянная миграция от одного предмета к другому).
Эти дети мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем.
не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне
почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
наихудший прогноз развития
В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Варианты аутистического развития
(Никольская О.С.)
Клинико-психологическая классификация
(по характеру и степени нарушений взаимодействия с внешней средой и типу самого аутизма)
Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего
Характеризуются возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений
В поведении характерны манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи.
односложные речевые штампы-команды; малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут;
предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью
При адекватной длительной
коррекции могут освоить навыки
самообслуживания и элементарного
обучения
Дети III группы
с аутистическим замещением окружающего
Характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам.
имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях
развернутая речь
более высокий уровень когнитивного развития.
менее аффективно зависимы от матери
При адекватной коррекции могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе (при длительной коррекции – к массовой школе)
Дети IV группы со сверхтормозимостью
менее глубокий аутистический барьер,
меньше патологии аффективной и сенсорной сфер.
на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, усиливающее социальную дезадаптацию.
Развернутая, менее штампованная речь.
сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения,
стараются быть «хорошими», выполнять требования близких.
Дети часто обнаруживают парциальную одаренность.
Могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.
АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ
В группу следует принимать детей в возрасте 3—6 лет, имеющих симптомы раннего детского аутизма.
Индивидуальные занятия проводятся 2—3 раза в неделю.
Психологическое занятие в течение 45 минут, педагогическое -30—45 минут.
Средний срок такого режима занятий ребенка в группе - 3—4 года.
Когда ребенок начинает учится в школе (массовой или вспомогательной), посещение группы можно ограничить до одного в 2—4 недели («поддерживающая» медико-психолого-педагогическая коррекция)
НЕОБХОДИМЫ ОБЩИЕ УСИЛИЯ!!!
Комплексная клинико-психолого-педагогическоя коррекция РДА может включать следующие разделы (и, соответственно, этапы):
1. Психологическая коррекция:
а) установление контакта со взрослыми;
б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
г) формирование целенаправленного поведения;
д) преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.
2. Педагогическая коррекция РДА:
а) формирование навыков самообслуживания;
в) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).
3. Медикаментозная коррекция РДА: поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
4. Работа с семьей:
а) психотерапия членов семьи;
б) ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;
в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;
г) обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовки к школе.
Джеймс Генри Пуллен известен как Гений Ирлсвудского приюта. Пуллен родился глухим, почти немым и умственно отсталым. К 7 годам он выучил одно-единственное слово - искаженное "мама".
В приюте, где поощряли ремесла, Джеймс стал выдающимся плотником и краснодеревщиком. Если ему требовался какой-либо инструмент, он с легкостью изготавливал его сам. Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне.
У аутистов свои таланты…
Главный шедевр Пуллена - модель корабля "Грейт Истерн". Он работал над кораблем 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов.
В центре мастерской аутиста находился большой манекен; иногда мастер сидел внутри, управляя им.
Уже в 3 года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями.
В 53 года он знал наизусть более 7 000 книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами.
КИМ ПИК
Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В 6 лет Сэведж доводил своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил; сегодня в его послужном списке уже 5 джазовых альбомов.
Мэтт Сэведж
- музыкант.