Образовательный проект “Формирование элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе”.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 120
Презентация "Образовательный проект “Формирование элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе”." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Формирование элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в средней группе
МБДОО ЦРР детский сад №17 “Василек”
Воспитатель: Александрова В.А.
Г. Лобня
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют “числа в цвете”, цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Названы они так в честь изобретателя Джорджа Кюизенера (1891 -1976) – бельгийского учителя начальной школы. В 1952 году он опубликовал книгу “Числа и цвета”.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ КЮИЗЕНЕРА
Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает. Цвета палочек также выбраны не случайно. Например, числа "красной" группы палочек (красный, розовый и бордовый цвета) кратны двум (2, 4 и 8 сантиметров). "Синей" группы (синий, голубой и фиолетовый цвета) – трем, а "желтой" – пяти. Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.
Кроме того, объемность палочек и их выделение по цвету и длине позволяет малышу освоить сенсорные эталоны (размер и цвет), а также способы познания и сопоставления предметов по ширине, высоте и длине. Используя счетные палочки Кюизенера ребенка очень легко подвести к осознанию таких отношений как длинный - короткий, правый-левый, больше - меньше, одинаковый - разный, высокий - низкий и т.д.
Главная отличительная особенность цветных чисел Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход.
Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:
игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.
обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего наглядно сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.
Занятия по методике Кюизенера значительно облегчают специальные пособия с яркими рисунками-схемами, предназначенные для разных возрастных категорий детей, которые можно найти в практически в любом магазине.
На сегодняшний день этот дидактический материала является одним из самых лучших и действенных пособий, позволяющих с самого раннего возраста приобщать детей к математике. Мнение специалистов подтверждают и многочисленные восторженные отзывы родителей, которые уже практикуют занятия по методике Кюизенера в домашних условиях.
Но эффект будет только в том случае, если занятия со счетными палочками будут систематические, совместные (родители с ребенком) .
Золтан Пал Дьенеш
1916 – 2014
Венгерский математик, психолог и педагог, профессор университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Дети с самого рождения обучаются в процессе игры. Логические блоки Дьенеша созданы для того, чтобы малыш мог развиваться с самого раннего возраста.
Автор теории обучения детей математике с ранних лет с помощью логических игр, песен и танцев. Золтан Дьенеш разработал множество игр и методических материалов по изучению математики, в том числе специальные блоки, которые он называл «логическими».
Логические блоки подходят для занятий с детьми с трех до шести лет. В процессе игры ребенок познакомится:
с цветами;
с формами;
с размерами объектов.
Кроме того, ребенок научится классифицировать, запоминать и обобщать определенную информацию. Игры с блоками влияют на развитие речи.
Во время игры малыш производит предметные действия, выкладывая по определенному алгоритму ряды, или группируя предметы по какому-либо признаку. В итоге он учится не только различать признаки предметов, но и мыслить более обширно, систематизировать работу, анализировать ситуацию, расшифровывать и кодировать информацию.
Учебно-методическое пособие Блоки Дьенеша – это набор, состоящий из 48 различных предметов. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Все они имеют между собой различия, которые можно разделить на 4 группы:
по цвету (синие, красные и желтые);
по толщине (широкие и узкие);
по размеру (маленькие и большие);
по геометрической форме (круг, треугольник, прямоугольник и квадрат).
Блоки Дьенеша являются многофункциональным пособием. Они универсальны и объединяют в себе сразу несколько понятий:
объемная мозаика;
конструктор;
кубики для строительства;
счетный материал;
сортировщик.
Занятия с блоками доставляют большое удовольствие детям. Они строят различные объекты, ощупывают фигурки, складывают их и группируют, познавая в процессе окружающий мир.
Для того, чтобы разнообразить игры, дополнительно можно приобрести альбомы с заданиями к блокам.
Существует масса примеров игр с блоками Дьенеша. Их можно усложнять с помощью дополнительных альбомов, либо самим придумывать более трудные задания.
В любом случае малышу важно, чтобы с ним занимались родители или близкие ему люди. Если ребенок будет играть в блоки самостоятельно, то, скорее всего, для него это будет обычным конструктором. По задумке же автора – логические блоки должны учить малыша не только ловко управляться с деталями, но еще и мыслить, воображать и анализировать.
Используя в развивающих играх данные дидактические пособия мы продолжаем формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними (с помощью палочек Кюизенера). Закреплять знания о геометрических фигурах с помощью блоков Дьенеша.
Учить детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, действовать по плану, совершенствуя умение ориентироваться в пространстве.
Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.