Презентация по теме "Устное народное творчество". Колядки
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 170
Презентация "Презентация по теме "Устное народное творчество". Колядки" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ТЕРМИНЫ
Колядки - (коледовки, колядные песни) календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам
Колядова́ние - приуроченный преимущественно к святкам славянский обряд посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение.
ВИДЫ
Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие).
Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли.
Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание - пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая.
«Коляда» - это имя. Так в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния.
Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена.
Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки).
Позже колядовать было принято трижды за Святки:
в канун Рождества (7-е января),
на Новый год (сейчас это 14-е число)
под Крещение (19-е января).
Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число.
Ключевой обряд
РЯЖЕНИЕ
Ряжение - это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски.
Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов.
Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.
В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы - ватаги. В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песни-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?»
Если хозяева двора давали добро, то колядовщики начинали свое театрализованное представление. Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже чересчур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания. После всего этого, ряженых следовало щедро угостить.
ЗАПРЕТ
После Крещения Руси традиционные славянские обряды начали запрещать как греховные.
Запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году. Но колядовать все равно продолжали.
Колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь). Обычай наряжаться и от души веселиться стал нечистым.
Колядовщики стали вести себя тише и не так развязно. «Язычников» даже не пускали во двор.
Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовщики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.