"Живая рука"- использование кукол "Би-ба-бо"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 131
Презентация ""Живая рука"- использование кукол "Би-ба-бо"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Методическая разработка
«Живая рука» – использование кукол «Би – ба – бо» в формировании социализации и навыков общения у дошкольников.
Подготовила воспитатель:
Смирнова Н.А.
КГБУСО Дальнереченский
СРЦН «Надежда».
Би-ба-бо – это театральная кукла, оживающая в руках ребенка или взрослого.
Чтобы у ребенка была яркая, уверенная, выразительная речь, старайтесь играть с ним в куклы би–ба–бо, инсценируя разнообразные сюжеты. Это могут быть русские народные сказки, песенки, потешки, истории из жизни группы и т.д.
Играя с куклами би-ба-бо:
1. Ребенок отождествляет себя с персонажами, как правило, сказочными. В результате он учится разбираться в людских характерах, получает представление о добре и зле, избавляется от своих собственных страхов.
Например, персонаж Заинька в русских сказках – незаменимый герой. Чаще всего это нерешительный трусишка, очень обаятельный, но вечно всеми обижаемый. Он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Любая победа маленького зайчишки над более сильными и хитрыми противниками, воспринимается часто детьми как их собственная, что придает им уверенности в себе.
Заметим, что каждый персонаж имеет свои характерные черты – лентяй, организатор, советчик и т.д.
2. Ребенок расширяет кругозор, путешествуя в мир театральных кукол. Игры с театральными куклами способствуют развитию речи, фантазии, позволяют познакомиться с окружающим миром.
Подбирая ребенку театральную куклу, следует обратить внимание на вес куклы, на сколько удобно ее держать руками, в каких сюжетах сказок или бытовых ситуаций она может быть задействована.
Существует множество вариантов кукол би-ба-бо:
Групповая кукла.
Групповая кукла – совокупность нескольких кукол на одной руке кукловода:
либо пять кукол на каждом пальце;
либо пять кукол на одной перчатке.
Мимирующая кукла.
Мимирующая кукла – верховая театральная кукла из трикотина, резины и других мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся непосредственно в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.
Перчаточная кукла или по – другому, кукла – петрушка.
Перчаточная кукла – верховая театральная кукла, которая надевается непосредственно на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления. Обычно перчаточные куклы не имеют ног. Туловищем перчаточной куклы является рука актера, введенная в трехпалую перчатку, прикрепляемую к голове. Часто перчаточная кукла надевается на три пальца руки кукловода: один палец – в голову куклы; два пальца – в руки куклы. Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг – понга до крупного яблока. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные.
Пальчиковый театр.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки «Три медведя», «Теремок» и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей.
Конусные куклы.
Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе – это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см.
Кукла – варежка.
Куклы – варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Фантазия педагогов и детей превратила самые обыкновенные варежки в животных и людей. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т.к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов.
Кукла на ложке.
Образ куклы на ложке должен быть знаком детям, притягателен и любим, лишь в том случае он будет стимулировать детское воображение, развитие и творчество. Такие куклы - образы должны быть легкими в изготовлении и обязательно нести ценностно – смысловую воспитательную нагрузку. Куклы – актеры должны быть эстетически приятными, яркими, легкими, доступными и безопасными в управлении для детей.
Примерно к трем годам ребенку начинает нравиться участвовать в театральных действиях. В это время актуальны пальчиковые куклы. Такие куколки легко надеваются на пальчики, являются персонажами хорошо известных малышу сказок. Как же познакомить ребенка с фигурками – героями сказок?
Первый путь – спектакль, поставленный с помощью пальчикового театра, который не оставит равнодушным ребенка.
Второй путь – художественное чтение сказки с красочными иллюстрациями. В дальнейшем ребенку можно предложить сравнить изображения книжных персонажей с фигурками пальчикового театра.
Перед постановкой спектакля важна небольшая тренировка в выразительном чтении, что предполагает анализ текста сказки и исполнительское мастерство взрослого, выбор им правильных интонаций для персонажей. В дальнейшем ребенок, надевая на пальчик куколку, сможет самостоятельно интонировать, менять высоту голоса в зависимости от характера героя сказки.
Пальчиковые куклы предполагают огромное количество развивающих занятий с ними. Например, расставив всех героев сказки на столе, за исключением одного, поинтересуйтесь у ребенка: кто из героев потерялся? Кто из персонажей стоит в левом углу стола, а кто в центре?
При выборе куколок следует обратить внимание на качество исполнения, на реальность образа персонажей, то есть волк должен быть похож на волка, а не на лягушку. Если куколки сделаны из дерева, необходимо проследить за отсутствием зазубрин у игрушки в том месте, где она надевается на пальчик ребенка. Также пальчиковые куклы очень удачно подходят для знакомства ребенка с эмоциями, так как каждый персонаж имеет свои неповторимые черты. Веселые, грустные, задумчивые, расстроенные, испуганные герои ненавязчиво введут ребенка в яркий мир эмоций.
Куклы Би-ба-бо очень часто используются в сказкотерапии. Они помогают воспитывать лидеров, избавляют детей от вредных привычек, например, учат собирать за собой игрушки после игр или быть послушными.
Куклы Би-ба-бо (варежки, перчатки, пальчиковые куклы) очень хорошо использовать при пении детских песенок и потешек.