Презентация "Живая нить традиции"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 118
Презентация "Презентация "Живая нить традиции"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она не казалась, вырастает из музыки прежних времен.
Только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.
Откуда музыка взяло свое начало?
Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи, - оно властвует над временем.
Может ли музыкальное произведение состариться?
Прошлое- это далекое, давным-давно отшумевшее время.
Оно обладает реальной силой, заставляющей снова и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.
*Как вы понимаете слово «прошлое»?
* Что вы подразумеваете под словом «прошлое»?
Однако едва ли удастся прояснить все тайные глубины, которое несет в себе великое музыкальное произведение. Даже самый тщательный аналитический разбор, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения такого смысла, что зовется тайной искусства.
*Если мы обратимся к изучению определенной части традиции (темы, жанры), то удастся ли нам установить время происхождения музыкального произведения?
* Как вы понимаете выражение «старинный человек»?
. Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нем говорили: «старинный человек».
Такие «старинные люди» встречались не только среди убеленных сединами старцев, но и среди молодых
В. Васнецов Нестор-летописец
«Старинный человек» отличался некой печатью «нездешности», несовременности- он не был какими то смешным чудаком, но ему как будто было известно неизмеримое большее, чем всем остальным людям.
Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.
Н. Рерих. Боян
Летописи и придания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы- все это создавалось такими «старинными людьми», хранителями памяти истории и культуры человечества.
Не случайно именно память, божественная Мнемозина (у греков была богиней мудрости), согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.
Каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало свое время, всегда говорит нам о большем и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.
Надо жить не только сегодняшним днем, но всей памятью прошлого- памятью истории, культуры, национальных традиций- это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.
Вопросы и задания
Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?
Возможно ли, по- твоему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясни свой ответ.
Послушай Монолог Пимена из I действия оперы
М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Каким представляется в музыке образ летописца-отшельника?
Вопросы и задания
*Как сам Пимен характеризует значение своей летописи?
*Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною,
Волнуется, как море-окиян.
Давно ль оно неслось событий полно -
Теперь оно спокойно и безмолвно.
Однако близок день, лампада догорает -
Еще одно, последнее сказанье.
Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя.
Окончен труд, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих
Свидетелем Господь меня поставил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий (документы) отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет, -
Вопросы и задания
Рассмотри эскиз декорации «Келья в Чудовом монастыре» И. Билибина. Известно ли тебе, кто из персонажей трагедии, помимо Пимена, изображен художником? Какую роль этого персонажа в дальнейшем развитии оперы М.П. Мусоргского.
В келье Чудова монастыря монах-летописец Пимен пишет летопись (монолог «Еще одно, последнее сказанье»). Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает о том, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в голове Отрепьева дерзкий план: он назовётся Димитрием и вступит в борьбу с Борисом
Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).
Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.