Технологии формирования фонематического восприятия
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 114
Презентация "Технологии формирования фонематического восприятия" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Технологии формирования фонематического восприятия
Подготовила: учитель логопед
Мосеева Юлия Сергеевна
2023 год
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Этапы формирования фонематического восприятия
В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов.
1 этап - Узнавание неречевых звуков
2 этап - Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру
3 этап - Различение слов, близких по звуковому составу
4 этап - Воспроизведение и дифференциация слогов
5 этап - Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения
6 этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Проводятся Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.
Целью которых является развитие способности узнавать и различать неречевые звуки, а также развивать слуховое внимания и слуховую память.
«Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»
Цель: учить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Упражнения:
- различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
- отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
- узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков.
«Различение слов, близких по звуковому составу».
Цель: научить различать слова, близкие по звуковому составу.
«Воспроизведение и дифференциация слогов».
Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко различать слоги и воспроизводить слоговые цепочки.
«Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».
Цель: учить различать фонемы родного языка.
Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
«Определи на слух» самое короткое слово (самое длинное). Кенгуру, кот, корова, черепаха, трамвай, автобус, велосипед, поезд.