Современные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 149
Презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Современные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР
Василенкова Ирина Владимировна
Учитель-логопед МАОУ СШ №55
г. Красноярск
2023г
Актуальность проблемы:
У детей с ТНР(дизартрия и алалия) выражены нарушения:
речедвигательной системы;
мелкой моторики рук;
у 75% детей отмечаются двигательные расстройства;
наличие детей со сложными патологиями, включающими речевые нарушения при синдроме двигательной расторможенности и дефиците внимания.
Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия.
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!»В.А.Сухомлинский
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А.Сухомлинский
Высказываеие Иммануила Канта «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
Ученые о мелкой моторике
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей ,была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и иногда даже выше нормы.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в коррекционной работе.
Моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
Цель: развитие ручной и речевой моторики у детей с ОНР через использование элементов биоэнергоплатики, кинезиологии, артикуляционной гимнастики, тропинки здоровья.
Задачи:
Совершенствование речевой и ручной моторики – основы речи.
Создание условий для проявления речедвигательных потребностей детей с ТНР.
Формирование навыка контроля за органами артикуляции.
Воспитание нравственных качеств - доброты, взаимопомощи, терпимости.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье.
Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.
КИНЕЗИОЛОГИЯ
Кинезиология –это наука о развитии головного мозга через движения.
Кинезиология или по - другому «Гимнастика мозга» состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.
Артикуляция плюс движения рук
Выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребёнка. Учитель – логопед или воспитатель вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель- логопед продолжает давать четкий образец движения.
Артикуляционная гимнастика после дневного сна
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
"Часики" сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
"Качели" - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
Комплекс упражнений
"Улыбка" - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
"Хоботок" - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. "Жало", "Змейка" - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
"Лопаточка" - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
"Чашечка" - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "чашечки".
"Парус" - сомкнутая ладонь поднята вверх.
"Горка" - согнутая ладонь опущена.
Практическое задание
Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит: (Ладони на ребро)
"Загибайтесь, выпрямляйтесь, (кулачок, ладонь)
Вместе в горстку собирайтесь, (кулачок)
Разбегитесь, распрямитесь, (ладонь)
В кулачок теперь сожмитесь. (кулачок)
Кулачок на кулачок
И ладошки на бочок. (ребро)
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко. (ладонь На бочок, опять на стол,
(ребро ладонь с
Биоэнергоплатика
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три понятия:
био – человек,
энергия – сила,
пластика- движение.
Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Биоэнергопластика
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Использование приёмов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.
Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Стоит отметить одно важное условие – само упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Опираясь на собственный опыт, я нашла для себя оптимальные движения. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.
Эффективность технологии
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Креативный подход к коррекционной работе
Театрализация логопедического процесса вносит в детские будни праздник, хорошее настроение, увлекательность. Если в артикуляционной гимнастике с элементами биоэнергопластики позы меняются достаточно быстро, согласно ритму, счету, то в театре необходимо удерживать одну и ту же позу какое-то время. Выполнение точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ требуют максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки. При этом ребенок должен перевоплотиться в героя, передать повадки изображаемого персонажа.
Здоровье сберегающая технология В.Ф.Базарного
Здоровье сберегающая технология В.Ф.Базарного, технология свободы и психомоторного раскрепощения, зрительные тренинги. Применяется технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом, врачом-офтальмологом, хирургом высшей категории, отличником здравоохранения, доктором медицинских наук, научным руководителем Центра гармоничного развития учащихся Российского государственного социального университета В.Ф.Базарным.
Пляшущие(веселые)человечки
Физпаузы можно значительно разнообразить. Так мы используем для веселых пауз пляшущих человечков.
Это карточки с нарисованными схематические графические изображения движений человека.
Дети стоя в кругу или сидя на стульчиках выполняют движения, изображенные на карточке.
Сложность в том чтобы выполнять под счет, и правильно показывать правую-левую ногу-руку.
Узелочки и прищепочки –создают словечки и предложения
Карточки с предлогами (маленькими словами) приколоты прищепочками на длинную веревочку. Дети выбирают предлог (маленькое слово), берут эту веревочку и далее на нее нанизывают дополнительные прищепочки, образуя с этими предлогами словосочетания и предложения.
показ
Взаимодействие с родителями
Работа в данном направление нашла поддержку и понимание со стороны родителей, которые откликались на все просьбы и пожелания.
Результатом совместной работы стали атрибуты для Тропинки здоровья
Педагоги и родители - союзники
Консультация для родителей «Движение - речь»
Памятка для родителей «Веселая гимнастика для язычка»
Родительская гостиная « Речь на кончиках пальцев»
Информация на сайте МБДОУ «С пальчиками играем – речь развиваем»
Мастер –класс для родителей «Занимательная азбука»
Авторские игры
(созданные педагогами группы «Березнячок»)
«Репка»
«Путешествие с ручейком»
«Ох, уж эти буквы!»
«Ручки играют, сказку сочиняют»
«Занимательная азбука»
«Волшебный экран»
Результативность
Значительное улучшение речевой моторики ускорило коррекцию звуков.
Значительно улучшилась пальчиковая моторика, что позволяет детям овладевать продуктивной деятельностью.
Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы.
ИТОГ:
Таким образом, систематическая работа с применением современных образовательных технологий, способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь и в конечном итоге способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.