Школьные учебники / Презентации по предметам » Презентации » Другие презентации » Работа с картами на уроках истории. Приёмы развития ассоциативного мышления

Работа с картами на уроках истории. Приёмы развития ассоциативного мышления

Работа с картами на уроках истории. Приёмы развития ассоциативного мышления - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Работа с картами на уроках истории. Приёмы развития ассоциативного мышления:
Cкачать презентацию: Работа с картами на уроках истории. Приёмы развития ассоциативного мышления

Презентация "Работа с картами на уроках истории. Приёмы развития ассоциативного мышления" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

 «Роль ассоциативного мышления в подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории. Работа с картой».<br><br><
1 слайд

«Роль ассоциативного мышления в подготовке обучающихся к ЕГЭ по истории. Работа с картой».


Учитель истории:
Банацкая Ю. А.
МБОУ СОШ школа №2 с. Александров-Гай

Как работать с картами по истории ЕГЭ?<br>Если для большинства вопросов экзамены достаточно выучить
2 слайд

Как работать с картами по истории ЕГЭ?
Если для большинства вопросов экзамены достаточно выучить теорию, то с заданиями на чтение карты ЕГЭ история складывается непростая. Часто выпускники, в совершенстве владея фактами о том или ином событии, не могут узнать его по схеме. Чтобы такого не произошло, полезно действовать в соответствии с определенным алгоритмом.

Картографический практикум: разбор 8 - 11 заданий ЕГЭ-2023<br> по истории<br> (задания по карте) <br
3 слайд

Картографический практикум: разбор 8 - 11 заданий ЕГЭ-2023
по истории
(задания по карте)

1.В первую очередь стоит обратить внимание на схемы наиболее популярных событий, например:<br>рассел
4 слайд

1.В первую очередь стоит обратить внимание на схемы наиболее популярных событий, например:
расселения восточных славян,
нашествия Батыя,
Невской битвы,
Ледового побоища,
Куликовской битвы,
Ливонской войны,
Смутного времени,
Северной войны,
русско-турецких войн,
восстания Пугачева,
отечественной войны 1812 года,
русско-японской войны,
Брусиловского прорыва,
Второй мировой войны.

1.Изучите легенду карты<br>Легенда — это маленькая табличка в углу карты ЕГЭ, история передвижений (
5 слайд

1.Изучите легенду карты
Легенда — это маленькая табличка в углу карты ЕГЭ, история передвижений (редко, но иногда на ней бывают обозначены даты или знаковые имена), пояснения к стрелочкам и другим условным знакам. Именно в легенде содержится масса полезной информации, которую владеющий теорией человек сможет использовать.


2. Просмотрите карту на наличие слов-маркеров и дат.
Иногда поверх стрелочек на схеме написаны имена полководцев, даты походов или названия рек, озер, гор, стран. Все это помогает примерно сориентироваться по периоду и месту происходящего события, а потому поможет ответить на вопросы о нем.










3.Обратите внимание на задание с утверждениями.
Чаще всего утверждения из задания подходят к двум-трем событиям, которые можно сопоставить со условными обозначениями: обладая достаточным количеством знаний, выбрать наиболее подходящее не составит труда.
Словами-маркерами при анализе схемы могут служить имена людей, названия географических объектов и историзмов:
фамилии полководцев — личность военачальника всегда играет роль, поэтому по имени легко определить если не событие, то хотя бы период (например, Мамай — Куликовская битва);
географические объекты — названия некоторых городов, озер и гор тесно связаны со знаковыми датами российской истории (например, Козельск — нашествие Батыя);
историзмы — это слова, относящиеся к определенной вехе истории и не употребляющиеся в современном русском языке, а потому по ним можно понять, к какому периоду относится событие (например, опричнина — Иван Грозный);
названия стран — отдельно стоит обратить внимание на наименование стран, обозначенных на схеме, так как многие из них менялись, это поможет определить временные рамки карты ЕГЭ (история Владимиро-Суздальского и Московского княжества относится, вероятнее всего, к периоду раздробленности).

<br><br><br>Полезные слова-маркеры<br>Словами-маркерами при анализе схемы могут служить имена людей,
6 слайд




Полезные слова-маркеры
Словами-маркерами при анализе схемы могут служить имена людей, названия географических объектов и историзмов:
фамилии полководцев — личность военачальника всегда играет роль, поэтому по имени легко определить если не событие, то хотя бы период (например, Мамай — Куликовская битва);
географические объекты — названия некоторых городов, озер и гор тесно связаны со знаковыми датами российской истории (например, Козельск — нашествие Батыя);
историзмы — это слова, относящиеся к определенной вехе истории и не употребляющиеся в современном русском языке, а потому по ним можно понять, к какому периоду относится событие (например, опричнина — Иван Грозный);
названия стран — отдельно стоит обратить внимание на наименование стран, обозначенных на схеме, так как многие из них менялись, это поможет определить временные рамки карты ЕГЭ (история Владимиро-Суздальского и Московского княжества относится, вероятнее всего, к периоду раздробленности).

Это 4 задания первой части<br> с 8 по 11,<br> и они дают нам на экзамене внушительное количество бал
7 слайд

Это 4 задания первой части
с 8 по 11,
и они дают нам на экзамене внушительное количество баллов - 5 из 38 первичных.

✅ЗАДАНИЯ 8 И 9 Эти два задания проверяют сходные знания и умения, поэтому я их выделила вместе. Чаще
8 слайд

✅ЗАДАНИЯ 8 И 9 Эти два задания проверяют сходные знания и умения, поэтому я их выделила вместе. Чаще всего в этих заданиях спрашивают:
☑ эпоху (войну, век, иногда - год), события, которой отражены на карте - схеме;
☑ правителя (исторического деятеля), с которым связаны события, обозначенные на схеме;
☑ географические объекты (города, реки и т.п.), отмеченные на карте. Причем важно знать их исторические названия, например, названия городов в разные исторические эпохи менялись, а иногда неоднократно.






Одним  из самых важных маркеров для определения периода, к которому относится историческая карта, яв
9 слайд

Одним из самых важных маркеров для определения периода, к которому относится историческая карта, являются названия городов. Особенно тех, которые за время своего существования меняли название. Сегодня мы вспомним города, которые чаще всего встречаются на ЕГЭ.

Царицын – Сталинград – Волгоград<br>1589– 1925 гг. – Царицын<br>1925 г. - переименован в Сталинград
10 слайд

Царицын – Сталинград – Волгоград
1589– 1925 гг. – Царицын
1925 г. - переименован в Сталинград в честь генсека ЦК ВКП (б) И.В. Сталина.
1961 г. - вернул свое название Волгоград.
:

Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург
1703 – 1914 гг. – Санкт-Петербург.1914 г. - переименован в Петроград (в связи с начавшейся Первой Мировой войной против Германии).1924 г. - после смерти В.И. Ленина переименован в Ленинград.1991 г. - городу возвращено имя Санкт-Петербург.








Екатеринбург – Свердловск – Екатеринбург
1723– 1924 гг. - Екатеринбург - в честь императрицы Екатерины Алексеевны (Екатерины I)
1924 г. - переименован в Свердловск в память Председателя ВЦИК и секретаря ЦК РКП (б) Я.М. Свердлова.
1991 г. - Екатеринбург, при этом название области осталось - Свердловская.

Кёнигсберг – Калининград<br>1255– 1946 гг. – Кёнигсберг (был подконтролен в различные периоды времен
11 слайд

Кёнигсберг – Калининград
1255– 1946 гг. – Кёнигсберг (был подконтролен в различные периоды времени Тевтонскому ордену, Польскому королевству, Пруссии).
1946 г. - переименован в Калининград в память М.И. Калинина (председателя Президиума ВЦИК
в 1919–1936 гг., Председателя Президиума Верховного Совета СССР в 1936–1946 г
Хлынов – Вятка - Киров
До 1781 г. – Хлынов
С 1781 г. – Вятка.
1934 г. - после убийства большевика С.М. Кирова переименован в г. Киров
Екатеринодар – Краснодар
1793–1920 гг. – Екатеринодар в честь императрицы Екатерины II.1920 г. – переименован в Краснодар (река Красная)








Нижний Новгород– Горький – Нижний Новгород<br>Изначально в 40-  50-е гг. XIV в. назывался Новгородом
12 слайд

Нижний Новгород– Горький – Нижний Новгород
Изначально в 40- 50-е гг. XIV в. назывался Новгородом Низовской земли (от названия, данного новгородцами Владимиро-Суздальскому княжеству). Постепенно название трансформировалось в Нижний Новгород, который стал столицей самостоятельного Нижегородского княжества.
1932–1991 гг. - назывался г. Горький в честь знаменитого уроженца –писателя А.М. Горького.
1991 г. - городу возвращено первоначальное имя, Нижний Новгород

Самара – Куйбышев - Самара
1586– 1935 гг. – Самара.
1935 г. - переименован в Куйбышев в память Председателя ВСНХ и наркома В.В. Куйбышева.
1991 г. - Самара.

 Пермь   – Молотов - Пермь   <br>1723 – Пермь.   1940 - Молотов. Назван в честь политического деятел
13 слайд

Пермь – Молотов - Пермь
1723 – Пермь. 1940 - Молотов. Назван в честь политического деятеля и председателя правительства СССР в 1930—1941 годах (в связи с его 50-летним юбилеем).1
1957 – снова Пермь
Симбирск – Ульяновск
1780– 1924 гг. – Симбирск.
1924 г. - после смерти В.И. Ленина (Ульянова) переименован в Ульяновск.
Оренбург – Чкалов – Оренбург1743
1938 – Оренбург.1938 – Чкалов, в честь советского летчика, Героя СССР – Валерия Чкалова.
С 1957 – вновь Оренбург.

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

Сарке́л (хазарск. «белая крепость»), затем Белая Ве́жа — хазарский, позже древнерусский город-крепос
20 слайд

Сарке́л (хазарск. «белая крепость»), затем Белая Ве́жа — хазарский, позже древнерусский город-крепость на левом берегу реки Дон.
Итиль — столица Хазарского каганата в середине VIII—X веков. Согласно средневековым источникам, находился в дельте Волги.
Доростол, 971 год. Первая славная русская оборона
Тмутаракань – русское княжество, основанное в X веке. Включало в себя часть Краснодарского края (Тамань) и Восточный Крым (Судак и Керчь).
Столица - одноименная крепость, которая имела огромное стратегическое значение для Руси. 

21 слайд

22 слайд

23 слайд

24 слайд

25 слайд

26 слайд

27 слайд

28 слайд

жизни»<br>1<br>
29 слайд

жизни»
1

30 слайд

<br>  <br><br><br><br>Слова- маркеры<br><br>Походы Святослава - Доростол, Итиль<br>Смута - Тушино, К
31 слайд


 



Слова- маркеры

Походы Святослава - Доростол, Итиль
Смута - Тушино, Кромы
Походы Батыя - Торжок, Козельск
Пугачевщина - Оренбург, Яицкий городок
Сталинградская битва - Калач-на-Дону, Волга
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. - Сан-Стефано, Плевна, Шипка
Северная война - Полтава, Лесная, Гангут
Курская битва - Поныри, Прохоровка
Крымская война - Синоп, Севастополь

Отзывы на edulib.ru"Работа с картами на уроках истории. Приёмы развития ассоциативного мышления" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать