«Приемы мнемотехники на уроках истории»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 222
Презентация "«Приемы мнемотехники на уроках истории»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Учитель-это человек,
который может делать
трудные вещи лёгкими»
(Р. Эмерсон)
«Приемы мнемотехники на уроках истории»
Объём мозга по сравнению
с жёстким диском –
2, 5млн Гигабайт
Мозг человека способен вместить информации столько, сколько имеется в самой крупной библиотеки
Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти
Память – это познавательная способность накопления, сохранения и воспроизведения навыков, действий, знаний, слов и прочей информации
Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти.
Мнемометодикам «Ура!!!»
Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали Аристотель , Македонскоий, Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Цели и задачи занятия
Формировать представление слушателей о мнемометодиках
• раскрыть актуальность проблемы ухудшения памяти подростков и увеличения объёмов учебного материала;
•познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории с хронологическими датами и событиями
•мотивировать участников мастер-класса на применение данной технологии в своей деятельности;
•рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Актуальность
Приемы мнемотехники
• облегчают запоминание, и увеличивают объем памяти, развивают речемыслительную деятельность учащихся;
• позволяют ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• развивают творческое познание детей.
Форма обучения: групповая
Форма проведения мастер - класса: лекционно-практическое занятие
Надеюсь, что в конце мастер-класса вы сможете:
• объяснить, что такое мнемотехника;
• отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий;
• составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета
Основные приёмы мнемоники
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
-схематизация;
-поиск опорного пункта;
-достраивание материала;
-структурирование материала;
-запоминание по аббревиатурам;
- составление рифм.
Стихи для запоинания помним с детства
в русском языке (глаголов-исключений второго спряжения):
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
А ещё смотреть, вертеть.
Или сложнейшие орфоэпические нормы
в геометрии:
Пифагоровы штаны…..
Биссектриса-это крыса, которая бегает по углам и делит…..
Составление рифм
(заучивание неправильных глаголов):
В английском языке:
Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)
/Александр Палицын/
План изучения страны
(приём поиска опоры)
1.ГП:
географическое положение
2.ПУ:
природные условия
3.ОЗ:
основные занятия
4.Особенности
ТЕКСТ ПЕСНИ
I. В северо-восточной части Африки
Государство древнее лежит.
Нил-река там меж порогами
Разливаясь весело бежит.
П/в: Нил-река течёт спокойно
По пустыне и привольно,
Разливается от летних
В Эфиопии дождей.
II. Были суеверны египтяне
Так разливы Нила объясняли:
Хаппи-бог с сосудов поливает
И вода ту реку наполняет.
П/в: У порога бог сидит
И сосуды наполняет
И поэтом весной
Вода реку наполняет.
III. Египтяне очень Нил любили,
Ему пели песни и стихи.
И в шадуфы воду отводили,
Не страшны им были засухи.
П/в:Египтяне-земледельцы
И строители -умельцы
И узнает всё про вас
Любознательный наш класс.
IV. Сорок государств сначала было там,
Но осталось крупных только два
И царь Верхнего Египта Нармер
Нижний подчинил, гласит молва.
П/в: Наш весёлый 5 класс
О том слышит первый раз.
О, учитель, будь не строгим-
Вызывай по реже нас!
V. 27 веков до нашей эры
Правил Джосер- грозный фараон
И из камня самым- самым первым
Себе создал пирамиду он.
П/в: Фараоны и вельможи
Вы на статуи похожи,
Чтоб себя увековечить
Вы гробницы возвели.
VI. Мы Египет долго изучали,
Кто такой Осирис или Тот
И Мемфис, и Фивы, и Гермополь
Обо всём поведал Геродот.
П/в: Нам понравился Египет-
Расставаться не хотим,
Но в истории Всемирной
Для нас ещё впереди.
Метод
ассоциаций
Чтобы запомнить новое слово, надо его“привязать” к уже известным словам, цифрам, цвету
«Север»- на Ленинград-командовал фон Лееб (здесь обращается внимание на первые буквы города «Ленинграда» и командующего фашистской армии фон Лееба), что облегчает запоминание данной информации.
«Центр»- на Москву командовал фон Бок (здесь можно применить ассоциативную рифму: фон Бок шёл в центр, а не в бок).
«Юг»-на Кавказ-командовал фон Рунштедт (просто запоминаем).
Запоминание по аббревиатурам: КНЯЗЬЯ
1) 9,10- РОИ ОСВ здесь имена первых русских князей и хронологические рамки первого периода истории Руси
«Образование Древнерусского Государства»;
2) 11,12- ЯМ, ВМ -здесь два самых значимых князя периода Древней Руси
«Расцвет Древнерусского государства»;
3) 12,13- ЮД, АБ, ВБГ-здесь князья Владимиро-Суздальского периода раздробленности Древней Руси;
4) 13,14-ДЮИ СИД- князья периода собирания земель вокруг Москвы
Запоминания по аббревиатурам: присоединение земель
5) 15,16-ЯРо НТ- земли присоединённые при Иване 3 (4, а не 3)
6) 16-ПСР- земли присоединённые при Василии 3 (Василий 3 присоединил 3)
Дворцовые перевороты
7) 17- ….последний Рюрикович-Б. Г.,Л. I ( привёл поляков) ,В.Ш.= Лж: II,
7 бояр « семибоярщина»)– первый Романов….
ВНИМАНИЕ ЗАДАНИЕ:
8) Период 18 века после Петра 1- дворцовые перевороты: 18-(ЕПА и ЕПЕ)
Ключ 1:Зная точку отсчета – в нашем случае это год смерти Петра I – 1725г и помня код цифр 2, 3, 10, 1, 20, 1, 34 мы можем составить
числовую хронологию.
Ключ 2: Обратите внимания первая в списке и последняя –это женщина, имя Екатерина, второй и предпоследний – мужчина, имя Петр.
Ключ 3: Затем первая, третья и пятая, седьмая –это женщины (все нечётные), середина- мужчина, имя Иван (буква «и» маленькая, ведь Иван Антонович был младенцем–императором).