Проект "Марийские летние праздники"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 91
Презентация "Проект "Марийские летние праздники"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Шорыкйол толеш мужедаш,
Уярня толеш мунчалташ,
Кугече толеш лунгалташ,
Семык толеш тан кучаш.
Летние марийские
национальные праздники
Большинство календарных праздников и обрядов марийцев связан с основными циклами сельскохозяйственных работ:
Семык
Агавайрем
Сурем
Угинде пайрем
Семык
Кече, кече манмет дене
Чевер кечылан мо шуэш?
Тылзе, тылзе манмет дене
У тылзылан мо шуэш?
Шудыр, шудыр манмет дене
Чолга шудырлан мо шуэш?
Пайрем, пайрем манмет дене
Семык пайремлан мо шуэш?
Семык знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших).
СЕМЫК
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
-в ночь со среды на четверг в образе различных животных и птиц рыщут колдуны, нанося порчу (локтыш).
-Накануне убирали накопившийся мусор, подметали и вычищали двор и хлев.
-По всей деревне устраивались различные потехи. Снимали полотнища ворот, разбрасывали бревна, раскидывали поленья.
-Жгли можжевельник и окуривали этим дымом членов семьи и домашний скот.
-Молодежь уходила из села и всю ночь до утра проводила в играх и веселье у празднично-ритуального костра. Ранним утром, нарвав веники и собрав цветы (до этого праздника запрещали их рвать), возвращались домой.
-Старшие топили баню, и молодежь, попарившись свежим веником в тувыт моча (баня всех бань в году) и окатив себя пеледыш сорва (отваром из собранных цветов), ложились спать.
Агавайрем
Агавайрем пайремлан муным чиялтем,
Муным чиялтем, пурам шолтем.
Пурам шолтем, мелнам куэштам,
Кусотышто Юмым пелештем.
В рощу начинают собираться до обеда. Поэтому с утра топят баню, пекут блины, готовят ритуальную еду: вареные, крашеные яйца, лепешки из творога, блюда из яиц, пироги, квас. Собравшись в роще, все кушанья ставят в один ряд. Каждый домохозяин зажигает свечу над кадкой с квасом.
После этого «карт» (жрец), подняв руки к небу, возносит молитву, остальные в это время стоят на коленях. Затем карт берет головешку от священного костра, проходит через ряд молящихся, выкуривает вокруг дымов от священного огня.
После моления устраиваются магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия.
Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей.
Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца.
На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива.
Молодежь играла в традиционные игры «Солык налын», «Вуд йоген», «Мужыр менге» и т.д.
Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды.
.
Праздник Сӱрем состоял из сложных ритуальных церемоний. Праздничная обрядность включала общинное моление с жертвоприношением в священной роще кӱсото
Перед коллективным молением или после него устраивался обряд изгнания нечистых сил сурем мужо.
В период праздника строго соблюдались запреты: нельзя было курить, употреблять алкогольные напитки, сквернословить, устраивать разного рода шумы.
В течение всех дней моления совершались очищения купанием в реке или в бане.
Итак, календарные праздники являлись важнейшими вехами в духовной жизни марийцев. Они вносили ритмичность и стройность в нелегкий труд земледельца, являясь одним из важнейших организационных начал в жизни крестьянской общины. Календарная обрядность сохранила многие народные традиции, обрядовую поэзию и другие жанры устного народного творчества, которые были его органической частью.