Презентация к консультации для педагогов детского сада " Развивающий диалог как инструмент развития дошкольных способностей от 4 до 7 лет"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 115
Презентация "Презентация к консультации для педагогов детского сада " Развивающий диалог как инструмент развития дошкольных способностей от 4 до 7 лет"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей
Воспитатель детского сада 9
Сакадеева
Ольга Сергеевна
Цель:
Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития творческого, продуктивного. диалектического мышления дошкольников посредством применения технологии развивающего диалога Е.Е. Крешенникова, О.Л.Холодовой
Диалог – разговор двух равных
«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве»
Е.Е. Крешенников, О.Л. Холодова
Диалектическое мышление присуще детскому возрасту
Форма мышления, позволяющая видеть противоречия и продуцировать на их основе новые идеи.
Основные диалектические мыслительные действия
Диалектическое превращение
Диалектическое объединение
Диалектическое обращение
Диалектическое отождествление
Диалектическое превращение
означает: для любых объектов, идей, явлений, ситуаций всегда существуют противоположные объекты, идеи, явления, ситуации.
Обратим внимание на разницу между двумя конструкто-
рами: первым, который говорит, что для быстрого вижения транспорта нужно усиливать то, что тянет за собой груз (дорабатывать упряжь, чтобы в ней умещалось больше лошадей, изготавливать более качественное топливо для мотора и т. п.), и вторым конструктором, который предлагает не тянуть груз, а толкать его сзади – и придумывает реактивный двигатель, ракету. И именно второй производит качественный рывок в науке.
Диалектическое объединение:
структура любого развивающегося объекта состоит из взаимно отрицающих друг друга противоположностей
Игра « Зима –это хорошо? Почему?
Зима – это плохо? Почему?»
Диалектическое обращение
анализируя какой-либо процесс, можно предположить, что то, что изначально являлось окончанием процесса, результатом, можно рассматривать как его начало, а то, что описывалось как начальное состояние, как причина наоборот, является следствием и состоянием, к которому процесс стремится.
Диалектическое отождествление
означает: то, что мы считали противоположностями, на самом деле можно рассматривать как одно и то же.
Эффективность занятий определяется не во время их проведения, а путем
применения детьми диалектических мыслительных действий в другой деятельности
Тема «Движение»
Цель: формирование представлений о движении, его признаках (удаление от точки отсчета, наблюдателя; меняющиеся картины за окном движущегося автобуса и т. д.); о внутреннем единстве движения и покоя. Развитие диалектического мыслительного действия объединение.
Методические рекомендации.
Главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию. Педагог организует дискуссию, стимулирует ребят выдвигать свои версии и обосновывать их; привлекает внимание к противоречиям (человек на эскалаторе«движется» и «не движется», побуждает искать новые доказательства, развивая способность оперировать противоположностями, применять диалектическое мыслительное действие объединение.
Тема «Развитие»
Цель: является выявления детьми двух противоположностей ( в ситуации, объекте, явлении, состоянии); обоснование противоположностей, доказательство каждой точки зрения; обоснование возможности одновременного сосуществования обеих противоположностей.
Методические рекомендации.
главным является в игровой форме ввести понятие противоположностей. Важно, чтобы дети научились находить противоположные по значению слова к прилагательным, существительным, глаголам.
Методика проведения.
Педагог спрашивает у детей: Ребята вы Видели эскалаторы? Знаете, что такое эскалатор? Эскалатор – это специальная механическая лестница, которая сама едет вверх или вниз».
– Как вы думаете, движется или нет человек, стоящий на эскалаторе в метро?
Дети выдвигают свои версии. Хорошо, чтобы они а обосновывали ответ.
Скорее всего прозвучат противоположные версии. На каждой версии стоит остановиться подробно, сначала обнаружить ее обоснованность, а потом привести контраргументы.
– Так, значит, человек сам движется. Все так думают? А Аня говорит, что «его лестница везет», а сам человек не двигается.
Кто-то из детей может сказать, что «человек стоит спокойно и не двигает руками и ногами», значит он «не двигается» или «механизм действует, а сам человек не двигается».
Воспитатель разводит понятия, объясняет детям, что когда человек двигает руками, ногами, головой, то двигаются части его тела, а когда человек или предмет меняет место, положение в пространстве, передвигается с места на место – это и есть движение всего предмета.
Педагог переходит ко второй точке зрения – «человек не движется», и пробует ее опровергнуть. Представим, что мальчик Саша встал на эскалатор, идущий вверх, а мы остались внизу и смотрим на него. Саша стоит столбиком, не шевелится и раз оказался наверху. Он движется или не движется?
– Катя говорит, что человек движется. Может быть движется эскалатор, а не человек, стоящий на нем?
– Лена сказала, что человек на эскалаторе не движется, стоит спокойно. А если человек бежит по эскалатору, то он движется. Но оба оказываются наверху!
Важно, чтобы в ходе обсуждения дети последовательно увидели обоснованность каждой из противоположных версий.
Когда ситуация исчерпает себя, педагог может предложить детям другой проблемный вопрос, сходный по содержанию, например:
- Как вы думаете, движется или не движется человек, сидящий в автобусе?
–Давайте представим ситуацию: мы сидим на остановке, ждем автобус, а Саша сел в автобус на место у окошечка и машет нам рукой. Автобус поехал. Саша движется или нет?
Мы посадим куклу Машу в грузовик. Смотрите внимательно, движется она или нет? (Педагог катит грузовик от одного края стола к другому.) Маша двигалась или нет?
Важно, чтобы дети поняли, что признаками движения может быть меняющиеся картинки в окошке автобуса, удаляющиеся фигуры людей на остановке, скрывающийся из вида автобус и т. д.
В конце занятия следует повторить первый проблемный вопрос:
– Так как вы думаете, движется или нет человек, стоящий на эскалаторе в метро?
Некоторые дети могут сказать, что человек одновременно «и движется и не движется», применив диалектическое мыслительное действие объединение. Если ребята самостоятельно не находят решения, то педагог, резюмирует:
– Мы с вами сегодня решали сложные задачи про движение. Получается, что даже если
не видно движения, то может быть оно и есть.
Например, кукла была в одном месте без
движения, а потом в один момент, сразу переместилась, исчезла с прежнего места, значит,
было движение.