Презентация на тему "Технология взаимодействия с родителями в ходе ранней психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 129
Презентация "Презентация на тему "Технология взаимодействия с родителями в ходе ранней психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Технология взаимодействия с родителями в ходе ранней психолого-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями
Технология взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями, включает в себя два содержательных блока: информационно-исследовательский и деятельностный.
Информационно-исследовательский блок является базовым, т.к. он обеспечивает информацией, необходимой для правильного построения взаимодействия с родителями с учетом их личностных особенностей, особенностей родительских позиций по отношению к ребенку, типа семейного воспитания, выраженности эмоционального стресса, вызванного нарушением развития и здоровья ребенка.
Поэтому содержание исследовательской деятельности специалистов необходимо выстраивать вокруг выяснения следующих вопросов.
1. Тип семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь
При оценке преобладающего типа семейного воспитания следует проанализировать такие параметры: эмоциональное принятие ребенка родителями; заинтересованность в ребенке; забота о нем; требовательность к нему; демократизм или авторитаризм в семейных отношениях.
Если у ребенка имеются значительные нарушения здоровья, то возможен такой тип воспитания, как воспитание в культе болезни. В этом случае болезнь ребенка становится смысловым центром жизни всей семьи (Е. М. Мастюкова), что сказывается отрицательно как на развитии личности самого ребенка, так и на внутрисемейных отношениях.
2. Особенности родительской позиции по отношению к ребенку: адекватность, динамичность, прогностичность (Алла Семеновна Спиваковская)
Адекватность выражается в реальной оценке родителями возможностей и особенностей своего ребенка. Динамичность проявляется в постоянно меняющихся ожиданиях по отношению к ребенку – то завышенные и оптимистичные, не соответствующие реальным его возможностям, то неверие в успех, в возможность позитивного продвижения ребенка в развитии, безразличие к поиску средств помощи ему.
Основная задача на этом этапе — выяснив позицию родителей по отношению к ребенку, создать условия (обеспечить необходимой информацией об особенностях развития и прогноза ребенка) для формированияадекватной позиции и постепенного перевода ее в прогностическую,
предполагающую активное участие родителей в развивающем взаимодействии с ребенком.
3. Базовые качества родителей
Принятие, исключающее постоянное раздражение родителей и применение физических наказаний; отзывчивость, предполагающая внимание к ребенку и адекватную реакцию на его действия, его состояние; мотивация к обучению ребенка общению, развитию его деятельности и действий с предметами; мотивация к уходу за ребенком, обеспечению его жизнедеятельности.
4. Социоэкономические характеристики родителей: возраст, образование, доходы, уровень жилищных условий.
Значимыми могут оказаться и личностные характеристики, обуславливающие отношение к близким.
Методы исследования социальной ситуации развития ребенка могут быть разными. Возможно использование анкетирования, специальных опросников, беседы, тестирования, наблюдения за взаимодействием матери и ребенка.
Полнота представлений об особенностях детско-родительских и внутрисемейных взаимоотношений поможет не только выбрать наиболее адекватную форму взаимодействия с родителями в процессе ранней психолого-педагогической помощи, но и определить задачи и формы психотерапевтической помощи родителям (в случае необходимости).
Технология взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями, включает в себя два содержательных блока: информационно-исследовательский и деятельностный.
Деятельностный блок решает задачу формирования родительской компетентности в вопросах развивающего взаимодействия с ребенком, имеющего речевое нарушение.
Решается эта задача на всех этапах психолого-педагогической помощи ребенку.
На этапе диагностики уровня развития ребенка сотрудники службы консультируют мать (родителей) ребенка по вопросу общих закономерностей развития детей данного возраста. Ее знакомят
впроцессе консультации с методикой проведения целенаправленных наблюдений за ребенком в различных ситуациях, что очень пригодится и в дальнейшем, в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы помощи ребенку.
Таким образом, уже на этом этапе мать активно включается в решение задач ранней психолого-педагогической помощи ребенку совместно с педагогами и специалистами.
На этапе квалификации выявленных отклонений в развитии и разработки индивидуальной программы ранней психолого-педагогической помощи родителям в доступной форме обосновывается прогноз развития ребенка.
Совместно со специалистами в процессе междисциплинарного обсуждения родители определяют наиболее приемлемую форму психолого-педагогической помощи, участвуют в обсуждении задач и содержании коррекционно-развивающей работы. Здесь же родители получают от специалистов рекомендации по организации дома необходимой для ребенка развивающей среды.
В соответствии с задачами этапа реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку с нарушениями речи используются такие формы, как
обучение матери и других членов семьи развивающим формам взаимодействия с ребенком, направленным на стимуляцию нормально развивающихся функций;
обучение матери конкретным приемам коррекционной работы;
обучение матери ведению дневника наблюдений за ребенком.
Таким образом, на этом этапе обучающая помощь родителям в процессе специально организованных занятий.
Таким образом, основными условиями эффективного взаимодействия педагогов и специалистов службы с родителями в ходе ранней психолого-педагогической помощи являются:
обязательная информированность родителей об особенностях развития ребенка на данном возрастном этапе, его индивидуальных особенностях;
понимание и принятие родителями задач и форм оказания ранней психолого-педагогической помощи специалистами;
согласие родителей на активное включение в реализацию программы ранней психолого-педагогической помощи и понимание важности участия родителей в ней;
обязательная обратная связь родителей со специалистами для оценки динамики развития ребенка;
использование специалистами форм обучающей помощи для организации взаимодействия родителей и детей;
информационное методическое обеспечение взаимодействия и активного включения родителей в программу ранней помощи.