Презентация по литературе "Начальное представление о романтизме. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики" (8 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 146
Презентация "Презентация по литературе "Начальное представление о романтизме. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики" (8 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.
Пушкин А. С.
(1799-1837 гг.)
Его кумиром был
А. С. Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», которое сразу же прославило его как поэта и за которое он был сослан на Кавказ.
Джордж Байрон
(1788-1824гг.)
М.Ю. Лермонтов как почти все молодые люди того времени был увлечен Байроном, находился под сильным влиянием его личности и поэзии.
Байрон был английским лордом. Он был необыкновенно красив, умен, образован, но врожденная хромота отложила отпечаток на его характере: сделала его несколько замкнутым и угрюмым. Постоянная грусть и задумчивость придавали его лицу выражение загадочной одухотворенности.
Сильные чувства (страсти).
Отвержение законов, которым подчиняются другие.
Одиночество
Гордыня.
Недовольство своей жизнью, бунтарство.
Гибель.
Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).
Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты:
Хочу я быть ребенком вольным
И снова жить в родных горах,
Скитаться по лесам раздольным,
Качаться на морских волнах.
Не сжиться мне душой свободной
С саксонской пышной суетой!
Милее мне над зыбью водной
Утес, в который бьет прибой!
Мятежный дух как бы наполнил собой и Лермонтова, и его поэзию. Но нигде ещё не воплотился он с такой силой, как в поэме «МЦЫРИ», созданной поэтом в 1839 году.
…Что за огненная душа,
Что за могучий дух,
Что за исполинская натура у этого Мцыри!
В. Г. Белинский
Гравюра В.Д. Константинова
Романтический герой
Как вы считаете, что для романтиков значили судьба, внутренний и внешний миры? Соедините части предложений по смыслу.
Внутренний мир человека
Внешний мир
Судьба
не дает реализовать потенциал человека, это недоступная для понимания сила
полон страстей и чувств, жажды свободы
не соответствует идеальному представлению, он пустой и неприглядный
У романтиков сложная душа…
Романтический герой стремится к свободе и мечте, поэтому часто испытывает внутренний конфликт, бунтует против пустой реальности.
Но во внешнем мире романтических произведений действует судьба — сила, недоступная для понимания человека, которая уже всё решила заранее.
Есть ли шанс что-то изменить? Это один из главных вопросов романтизма.
Давайте восстановим типичный романтический сюжет.
Однако герой настроен решительно: он хочет посмотреть мир и не отступится от мечты.
Герой понимает, что его путешествие скоро кончится — не так, как он хотел. Он злится на судьбу, которая не даёт ему исправить ситуацию.
Молодой герой решает отправиться в морское путешествие. Знаки говорят, что не стоит этого делать, даже капитан корабля отказывается от плавания.
Корабль попадает в сильный шторм, и герой умирает, поняв, что его борьба бесполезна.
В путешествии он терпит множество бед: бушует постоянный шторм, часть припасов утонула, он начинает голодать, но не сдаётся.
Молодой герой решает отправиться в морское путешествие. Знаки говорят, что не стоит этого делать, даже капитан корабля отказывается от плавания.
Однако герой настроен решительно: он хочет посмотреть мир и не отступится от мечты.
В путешествии он терпит множество бед: бушует постоянный шторм, часть припасов утонула, он начинает голодать, но не сдаётся.
Герой понимает, что его путешествие скоро кончится — не так, как он хотел. Он злится на судьбу, которая не даёт ему исправить ситуацию.
Корабль попадает в сильный шторм, и герой умирает, поняв, что его борьба бесполезна.
Черты романтизма
Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.
Романтическая любовь, сильные чувства.
Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.
Поэма Лермонтова- это романтическое произведение и главный герой-романтик.
В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация. Какая?
Как попал в монастырь Мцыри? Каково к нему отношение монахов?
В чём же зло монахов и плен монастыря?
Художник И. С. Глазуно́в
Столкновение мировоззрений
Смирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Упование на рай небесный
Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни
Смысл жизни монахов
Смысл жизни Мцыри
Почему Мцыри бежит из монастыря?
Страсть к воле сжигает Мцыри, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой.
Монастырь для него символ плена, неволи, душной жизни, он не принимает и отрицает эту жизнь
Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.
Что особенно поразило Мцыри на воле?
Пейзаж на свободе
Красота природы.
Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах.
Мцыри обращает внимание на картины природы, которые открываются его взору, вслушивается в многоголосный мир звуков.
Красота и великолепие Кавказа ослепляет его.
Через пейзаж Лермонтов полнее раскрывает характер героя.
Художник Ф.Д. Константинов
Встреча с грузинкой
В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели.
« Я цель одну- пройти в родимую страну в душе имел и превозмог страданья голода как мог…»
Художник М.Н. Орлова-Мочалова
Бой с барсом
Мцыри познал счастье борьбы и восторг победы
Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь.
Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом. Каким?
ЖИЗНЬ! «Что делал я на воле. Жил».
Поединок с барсом - кульминация поэмы.
Художник И. С. Тоидзе
Почему автор выбирает форму исповеди?
Монолог – исповедь помогает проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя.
Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Художник Л. О. Пастернак
Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?
Почему же погиб Мцыри?
« Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!»
Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.
История Мцыри — трагедия романтического героя, которому ненадолго удалось прикоснуться к идеалу
Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой.
Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Художник Ф.Д. Константинов.
Критики о «Мцыри»
«Поэма «Мцыри» — одно из самых поразительных созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля к свободе, трепетная мечта о родине, прославление земной природной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» (Блок) — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме», - писал литературовед Д.Е. Максимов.
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» - писал русский критик 19 века В. Г. Белинский.
Прочитайте, что пишет В. Г. Белинский о поэме, вставляя подходящие по смыслу слова
Задание № 3
Домашнее задание:
«Творческое задание»- придумай свой слоган к поэме или объясни любой из предложенных