Презентация "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Разбор заданий"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 195
Презентация "Презентация "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Разбор заданий"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Задание 1
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
социальные нормы;
2) санкции;
3) государственное принуждение;
4) формальная определенность;
5) ответственность;
6) свободный выбор
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Задание 2
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.
2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.
3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.
Ответ: 1235
Анатомо-физиологические черты, строение различных систем и органов, инстинкты, рефлексы — биологическая природа.
Ответ: 11122
А)Наблюдение. Эмпирический. Подразумевает непосредственное взаимодействие с объектом.
Б) Эксперимент. Эмпирический. Подразумевает непосредственное взаимодействие с объектом.
В) Описание объекта. Эмпирический. Подразумевает непосредственное взаимодействие с объектом.
Г) Объяснение существующих взаимосвязей. Теоретический. Подразумевает выявление фундаментальных закономерностей.
Д) Формулирование закономерностей. Теоретический. Подразумевает выявление фундаментальных закономер
Задание 4
Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана — 180 см.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
5) Иван — добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
Ответ 3456.
Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком. К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления. Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца. Позитивные черты личности часто называют качествами личности.
Задание 5
Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эмиссия денег
2) кредитование населения и фирм
3) лицензирование коммерческих банков
4) увеличение размера налогов
5) контроль над объёмом денежной массы
Ответ: 135.
Центральные банки выполняют следующие базовые функции: законодательно закрепленную эмиссионную монополию в отношении банкнот; являются «банком банков» — служат расчетным центром банковской системы, предоставляют ей кредиты в некоторых странах; осуществляют надзор за деятельностью банков; являются банком правительства; проводят денежно-кредитное регулирование.
Задание 6
Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ
A) связана с поиском работы специалистом, впервые появившемся на рынке труда
Б) вызвана добровольным решением найти более интересное применение профессиональных умений
B) возникает из-за увольнения работника по собственной воле
Г) вызвана экономическим спадом и закрытием предприятий
Д) проявляется в высвобождении части рабочей силы в период депрессии
ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
1) фрикционная
2) циклическая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 11122
Фрикционная безработица связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. Циклическая безработица возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает она в связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.
Задание 7
В стране M правительство активно реализует программу по борьбе с монополизацией некоторых отраслей экономики. Выберите из приведённого ниже списка факты, которые соответствуют поставленной правительством задаче. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) объявление налоговых каникул для предприятий крупного бизнеса
2) поощрение программ льготного кредитования индивидуальных предпринимателей
3) предельное упрощение процедуры создания новых фирм
4) открытие внутренних рынков для иностранных фирм
5) государственное ценообразование
6) разработка правительством планов хозяйственного развития
Задание 8
Выберите верные суждения об обычаях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В основе обычаев лежат представления общества о добре и зле.
2) Обычай представляет собой стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе.
3) Авторитет обычаев основан на их древности.
4) Роль обычаев как социальных регуляторов усиливается по мере развития общества от традиционного типа к информационному.
5) Соблюдение обычаев обеспечивается общественным одобрением или порицанием.
Ответ: 235
В основе морали лежат представления общества о добре и зле. Роль обычаев как социальных регуляторов уменьшается по мере развития общества от традиционного типа к информационному.
1) В основе обычаев лежат представления общества о добре и зле — нет, неверно.
2) Обычай представляет собой стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе — да, верно.
3) Авторитет обычаев основан на их древности — да, верно.
4) Роль обычаев как социальных регуляторов усиливается по мере развития общества от традиционного типа к информационному — нет, неверно.
5) Соблюдение обычаев обеспечивается общественным одобрением или порицанием — да, верно.
Ответ 9
В социологических исследованиях, проведённых в стране Z в 2005 и 2015 гг., респонденты должны были выбрать из предложенных то высказывание, которое наиболее точно отражает их отношение к современной жизни. Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.
Найдите в приведённом списке выводы, которые
можно сделать на основе таблицы и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) В 2015 г. доля опрошенных, использующих новые
возможности для достижения лучшей жизни,
увеличилась
2) Доля тех, кто никак не может приспособиться к сложившимся условиям, сократилась за 10 лет.
3) Как в 2005 г., так и в 2015 г. более трети опрошенных свыклись с тем, что им пришлось отказаться от привычного образа жизни.
4) Примерно четверть опрошенных считают, что за последние годы для них ничего не изменилось. 5) Одинаковые доли опрошенных в 2015 г. отметили, что они свыклись с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, и никак не могут приспособиться к нынешней жизни.
Задание 10
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство — это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Задание 11
В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод, что в стране Z утвердился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент обладает широкими полномочиями.
2) В стране существует свободная конкуренция политических партий.
3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.
4) В стране действует конституция.
5) Права и свободы граждан гарантированы и защищены законом.
6) В государстве действует принцип разделения властей.
Ответ: 256
В научной литературе выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический.
Признаки демократического режима: господство закона; разделение властей; наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; выборность органов государственной власти; существование оппозиции и плюрализм.
Признаки антидемократического режима: господство беззакония и террора; отсутствие политического плюрализма; отсутствие оппозиционных партий. Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный.
Задание 12
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право участвовать в управлении делами государства
2) право на свободу и личную неприкосновенность
3) право на личную и семейную тайну
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
5) право участвовать в отправлении правосудия
Ответ: 234
Гражданские (личные) права содержатся во 2 главе Конституции с 17 по 28 ст. (в некоторых случаях 29 ст.):
2) право на свободу и личную неприкосновенность — да, верно.
3) право на личную и семейную тайну — да, верно.
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — да, верно.
Задание 13
Установите соответствие между функциями и субъектами власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИЯ
А) гражданство в Российской Федерации
Б) денежная эмиссия
В) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры
Г) ядерная энергетика
Д) деятельность адвокатуры, нотариата
СУБЪЕКТ ВЛАСТИ РФ
1) только федеральный центр
2) федеральный центр и субъекты
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
К ведению Российской Федерации относятся: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; решение вопросов, затрагивающих федеративное устройство, состав, территорию и целостность РФ; утверждение образования новых субъектов Российской Федерации, утверждение изменений границ субъектов Российской Федерации; регулирование прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; ядерная энергетика и т. д.
Ответ: 11212
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся: обеспечение соответствия конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; и т. д.
Задание 14
Найдите в приведенном ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) признание прав и свобод человека высшей ценностью
2) условия и порядок заключения трудового договора
3) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории
4) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
5) идеологическое многообразие
Задание 15
Установите соответствие между участниками и сторонами уголовного судопроизводства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ
А) прокурор
Б) следователь
В) обвиняемый
Г) защитник
Д) дознаватель
СТОРОНЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
1) сторона защиты
2) сторона обвинения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 22112
Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, органы дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
А) прокурор — сторона обвинения.
Б) следователь — сторона обвинения.
В) обвиняемый — сторона защиты.
Г) защитник — сторона защиты.
Д) дознаватель — сторона обвинения.
Задание 16
Четырнадцатилетний Пётр решил устроиться на работу курьером. Найдите в приведённом списке необходимые для трудоустройства документы и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) паспорт
2) трудовой договор с предыдущим работодателем
3) медицинская справка о состоянии здоровья
4) письменные согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства
5) налоговое уведомление
6) документы воинского учёта
Ответ 134
1) паспорт — да, верно, см. 65 ст. ТК РФ.
2) трудовой договор с предыдущим работодателем — нет, неверно, такого требования нет в 65 ст. ТК РФ.
3) медицинская справка о состоянии здоровья — да, верно, см. 266 ст. ТК РФ, для несовершеннолетних работников обязателен медицинский осмотр, он может быть осуществлен за счет работодателя.
4) письменные согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства — да, верно, см. 63 ст. ТК РФ.
5) налоговое уведомление — нет, неверно, такого требования нет в 65 ст. ТК РФ.
6) документы воинского учёта — нет, неверно, постановка на воинский учет осуществляется в год исполнения 17 лет, у 14-летнего Петра не может быть данных документов.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке отечественных автомобилей в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение спроса?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке после начала выделения властями государства Z дотаций заводам-производителям отечественных автомобилей при прочих равных условиях?
Ответ
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: в государстве Z из-за протекционистской политики властей выросла цена на иномарки. Это приводит к тому, что люди начинают меньше покупать иномарки, отдавая предпочтение их субститутам (товарам-заменителям) — отечественным автомобилям. В итоге растет спрос на отечественные автомобили;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: начало выделения властями государства Z дотаций заводам-производителям отечественных автомобилей позволило им покрыть долги и модернизировать оборудование, что сократило издержки на производство отечественных автомобилей и привело к увеличению их предложения и сокращению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках
Задание 22
Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.
Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)
Ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная, или бытовая, или хозяйственно-бытовая);
2) ответ на второй вопрос: потому что семья Петровых состоит из представителей двух поколений — родителей и детей:
(Ответ, который представляет собой простое перечисление членов семьи, или указание числа «4», не засчитывается).
3) ответ на третий вопрос, например:
— как распределяются домашние обязанности;
— как принимаются решения в семье.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при наличии двух или более сформулированных вопросов, ответы на которые характеризуют семьи данного типа.)
4) ответ на четвёртый вопрос - два типа источников:
— заработная плата;
— проценты по депозиту.
(Данный элемент ответа засчитывается только при указании двух типов источников дохода.)
Задание 23
Конституция Российской Федерации провозглашает ценности исторической преемственности. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Ответ
Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции закреплен принцип, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории;
2) в Конституции закреплен принцип, что Россия является правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах.
3) в Конституции закреплен принцип, что Россия признает исторически сложившееся государственное единство.
Задание 24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ
1) Понятие общество в широком смысле.
2) Характерные черты общества как системы:
а) наличие подсистем;
б) взаимосвязь элементов;
в) взаимовлияние элементов.
3) Основные элементы общества как системы:
а) сферы общественной жизни (политическая, экономическая, духовная и др.);
б) социальные институты.
4) Признаки общества как системы:
а) динамичность;
б) сложноорганизованность;
в) открытость и т. д.
5) Направления динамики общества:
а) прогресс;
б) регресс.
6) Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) развитие производительных сил;
в) гуманистические критерии и др.
7) Функции общества как системы:
а) производство и распределение экономических благ;
б) репродукция и социализация людей;
в) контроль и управление людьми и т .д.
Задание 25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение экономической деятельности в жизни человека и общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие субъекты осуществляют экономическую деятельность в Российской Федерации? (Назовите любых трёх субъектов.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру экономической деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных субъектов.)
Ответ
1. Экономическая деятельность обеспечивает создание благ, необходимых для жизнедеятельности и удовлетворения потребностей человека и общества в целом.
2. Физические лица, коммерческие организации, органы государственной власти.
3. Примеры экономической деятельности:
— В Российской Федерации некоторые физические лица являются индивидуальными предпринимателями и ведут деятельность по получению прибыли, удовлетворяя потребности населения.
— В Российской Федерации существуют акционерные общества, состоящие из акционеров, получающих прибыль в пределах стоимости акций.
— Правительство Российской Федерации финансирует некоторые высшие учебные заведения в государстве.