Презентация "Организация правового воспитания в д/с"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 131
Презентация "Презентация "Организация правового воспитания в д/с"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ГДОУ ЛНР «Ровеньковский ясли-сад комбинированного вида «Антошка»
«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Выполнила: практический психолог Луговая Юлия Сергеевна
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. По существу нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Человечество пришло на помощь детям, приняв в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребёнка.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974г), эту работу предлагается начинать ещё в дошкольном возрасте. С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим.
Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинства от посягательств со стороны взрослых.
Актуальность проблемы правового воспитания
С детьми дошкольного возраста можно активизировать интересы в области прав и обязанностей, воспитания уверенности в себе, развитие доброжелательного отношения к своим родным и близким, окружающим.
Дошкольное образовательное учреждение может и должно влиять на защиту прав ребёнка, формировать у самого ребёнка представления о своих правах и свободах, а педагоги не только давать детям знания, но и создавать условия для практического применений этих знаний.
В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы:
Правовое воспитание и образование дошкольников.
Повышение уровня правовой культуры родителей и педагогов.
Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми.
Деятельностный подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;
Интегративный подход требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности;
Принцип региональности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона.
Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.
Принципы работы по правовому воспитанию
Знание педагогов и родителей основных документов по защите прав ребёнка;
Повышение правовой культуры педагогов и родителей;
Знание детьми правил здорового образа жизни;
Знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
Сформированность коммуникативных умений и навыков;
Знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребёнка.
Международные документы по правам ребенка:
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;
Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950;
Декларация прав ребенка ООН 1959 г.;
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЦЕЛЬ: Формирование основ правового сознания дошкольников;
ЗАДАЧИ: Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности;
Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья.
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Непосредственно организованная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей;
Модель педагогического процесса правового образования дошкольников
Знакомство с правами человека;
Беседы на этические темы, мини-дискуссии;
Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;
Физкультурно – оздоровительная деятельность;
Изобразительная, трудовая деятельность;
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков;
Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Организованная образовательная деятельность
Можно выделить основные темы, с которыми педагог должен познакомить детей.
В средней группе можно рассмотреть следующие темы:
«Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
«Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).
В старшем же дошкольном звене тематика более обширна. Более глубоко изучаются указанные темы и добавляются новые.
«Моя страна» (каждая страна имеет свои законы и правила, которые обязаны соблюдать все граждане).
«Мы — граждане» («Мы разные, но имеем одинаковые права»).
Знакомство с важнейшими правовыми документами: «Конституция», «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка» (конечно, на предельно доступном уровне).
«Право иметь семью» («Право на любовь и заботу»).
«Право на жилище».
«Право на имущество».
«Право на свободу и равенство»
«Право на отдых, игру, развлечение».
Итоговое занятие можно обозначить как «Путешествие в страну Правдивию» (либо Правознайкино и пр.)
Тематика занятий по правовому воспитанию:
Создание проблемных ситуаций;
Задания для самостоятельных наблюдений;
Работа с литературой;
Разные виды игр;
Продуктивные виды деятельности;
Двигательная активность.
Самостоятельная деятельность дошкольников
Изучение Конвенции о правах ребенка, резюме прав;
Изучение Конституции ЛНР, закона «Об образовании»;
Изучение Семейного Кодекса.
Повышение правовой культуры родителей:
От правовой квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье.
Перед педагогическим коллективом ставится задача освоить технологию ознакомления детей разных возрастных групп с их правами и обязанностями.
И для того, чтобы система по реализации модуля правового воспитания ребёнка была эффективной, необходимо проводить работу с педагогическим коллективом, так как педагог – это «главный герой» (если можно так сказать) в системе работы с детьми и родителями.
Во-первых, необходима убеждённость педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Организационно-методическая работа с педагогами ДОУ
Ознакомление работников ДОУ с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, нормативно-законодательными актами ЛНР и содействие в их реализации;
Выполнение прав ребёнка в ДОУ;
Объединение усилий детского сада
и семьи по выполнению прав ребёнка;
Проведение профилактической,
диагностической и коррекционной
работы по защите прав ребёнка.
Организационно-методическая работа с педагогами ДОУ
Педсовет «Знаем ли мы права ребёнка?»;
Консультация для воспитателей: «Взаимодействие с семьей по правовому воспитанию дошкольников», «Защитим права ребёнка»;
Индивидуальные беседы и консультации: Знание педагогами Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка;
Семинар «Какие права ребёнка нарушаются чаще всего родителями, воспитателями?»
Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ», «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».
Формы работы с педагогами:
Мы надеемся, что результатом нашей деятельности будет повышение уровня правовой культуры у старших дошкольников, включающей в себя знание о своих правах, нормах правового поведения, навыков решать проблемные ситуации без использования силы, во взаимодействии с родителями воспитанников.
Надеемся, что работа по правовому воспитанию, которая будет осуществляться целенаправленно и систематически, поможет нам установить более доверительные отношения с семьями детей, что даст нам достоверную информацию об эмоциональном благополучии детей; мы сможем оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой.