"Императоры в камне" , коллективный проект учащихся 8 класса
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 90
Презентация ""Императоры в камне" , коллективный проект учащихся 8 класса" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Коллективный проект «Императоры России XVIII века в камне и бронзе»
Авторы: учащиеся 8 кадетского класса МБОУ СОШ №1 имени героя Советского Союза А.С. Александрова г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края: Антипова Галина, Гаспарян Аветик, Иноземцева Ольга, Исупов Максим, Каутенко Софья, Костюк Екатерина, Мартынова Анастасия., Медведков Владимир, Миронова Софья, Мушинская Екатерина, Олейникова Влада, Разуваев Юрий, Стасюк Анна, Стребкова Алина,Тимошенкова Мария, Хафизова Карина.
Руководитель проекта Шеенкова О.Н., учитель истории МБОУ СОШ №1 имени героя Советского Союза А.С. Александрова г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
2020 год
Э. Фальконе «Памятник Петру I» («Медный всадник»)
История создания грандиозного монумента относится к эпохе правления императрицы Екатерины II, считающей себя преемницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память о царе-реформаторе, Екатерина повелевает воздвигнуть монумент Петру I. Являясь поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых она считала великих французских мыслителей Дидро и Вольтера, государыня поручает князю Александру Михайловичу Голицыну, обратится к ним за рекомендациями для выбора скульптора, который способен был бы воздвигнуть монумент Великому Петру. Они рекомендовали скульптора Этьен-Мориса Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года и был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшое вознаграждение.
Интересные факты
Памятник Медный всадник, главный символ Северной Пальмиры, увековечивший Петра Великого на вздыбившейся лошади, был открыт 7 августа 1782 года. В честь долгожданного события состоялся военный парад, которым руководил князь Александр Голицын. Екатерина II на торжества прибыла в шлюпке по Неве. Поднявшись на балкон здания Сената, она надела корону и облачилась в порфир и подала знак, что праздник можно начинать. По горькой иронии судьбы, самого Фальконе на это мероприятие даже не соизволили пригласить.
Монументальное творение французского скульптора впечатлило присутствующих на церемонии величественностью и удивительной законченностью образа. Похоже, даже сама императрица, повелевшая оставить на постаменте надпись «Екатерина II Петру I», успела позабыть, что памятник ей изначально виделся совсем другим. И уж тем более никому не пришло в голову, что за Медным всадником начнет тянуться шлейф мифов и легенд, не говоря уже о просто заслуживающих внимания фактах. Причем едва ли не со дня установки.
Медный всадник указывает рукой в направлении Швеции. Интересно, что в центре Стокгольма, столицы этой скандинавской монархии, находится памятник противнику Петра в Северной войне – королю Карлу XII, левая рука которого – совпадение? – указывает в сторону России. Еще интересный факт, как бы подтверждающий сон упомянутого майора Батурина. Монумент оставался на своем месте не только в Отечественную войну 1812 года, но и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В страшные дни блокады Ленинграда он был обшит досками и бревнами и уложен вокруг мешками с песком. Наша страна, как известно, устояла в обеих этих войнах…
Б. Растрелли «Бюст Петра I», отлит 1723-1729.
Скульптор изготовил бронзовый бюст Петра. Необыкновенно выразительным получилось лицо императора: горящий взор, плотно сжатые губы, глубокая складка над переносицей. Интересный факт: скульптура уникальна по своей портретной достоверности, так как при работе над ней мастер использовал восковой слепок с лица императора, снятый в 1719 году. Так же известно, что было изготовлено 2 скульптуры, первый бронзовый бюст был выполнен в новой римской манере. Второй же был отлит в цезарианской манере.
Эта скульптура считается оригинальной, так как фигура изображена до пояса, в то время как бюстом является погрудное изображение человека. Растрелли не случайно выполнил скульптуру именно так - тем самым он хотел возвысить фигуру Петра 1 - так, чтобы он воспринимался торжественно и величественно. Если внимательно осмотреть одеяние императора, то можно заметить, что он изображен в латах. Все в лучших традициях того времени (полководцы, цари и государственные деятели изображались в латах). На пластине изображена сцена высечения из камня женской фигуры в доспехах. Также изображены скипетр и держава, которые символизируют обновленную Россию. На второй пластине изображена сцена сражения - Полтавская битва, в которой была продемонстрирована вся мощь русской армии. На груди императора можно увидеть ленту Андрея Первозванного. Орден святого Андрея Первозванного до 1917 года считался высшей наградой Российской империи. Она была утверждена в 1698 году самим Петром 1. На плечах у императора изображена горностаевая мантия с цветочным орнаментом. Она сделана крупными складками, будто бы ниспадает с плеча, что демонстрирует парадность и наличие движения. Внимательно осмотрев бюст Петра 1 (Растрелли), можно заметить, с какой точностью скульптор изобразил фактуру предметов. Заметна легкость кружевного шарфа, блеск лат императора, бархатистость мантии на плечах. Бюст Петра 1 (Растрелли), фото которого прилагается к статье, предназначен для трехмерного осмотра. Если осматривать его в фас, то виден выдающийся нос, а слева Петр предстает волевой личностью. Если посмотреть на скульптуру справа, то заметны следы усталости и тревожности.
Памятник Петру I
Установлен в 1991 году, скульптор – Михаилом Шемякиным. Российский реформатор «поставлен» перед зданием гауптвахты на территории Петропавловской крепости. Благодаря использованию восковой маски, Шемякин смог изобразить лицо Петра с очень высокой степенью достоверности.
Интересные факты
М.Шемякин начал создавать макеты памятника из глины в натуральную величину, но выяснилось, что фигура Петра получалась невзрачной — Пётр I представлялся невысоким человеком. Тогда скульптор начал увеличивать пропорции тела Петра I, не меняя размер головы, и таким образом пришёл к пропорциям русских икон. Лицо скульптуры было сделано на основании известной подлинной восковой маски с лица Петра и «Восковой персоны», выполненных Б. К. Растрелли и хранящихся в Эрмитаже.
.
Растрелли Б. К. Анна Иоанновна с арапчонком. 1741г
Это уникальное произведение русской монументальной пластики создавалось с 1732 по 1741 годы. Выполненная в натуральную величину группа предназначалась для постановки перед новым (Третьим) Зимним дворцом. Однако кончина Анны Иоанновны в 1740 и восшествие на русский престол императрицы Елизаветы Петровны помешали осуществлению этого замысла.
"Анна Иоанновна с арапчонком" - редчайший образец коронационного парадного портрета в скульптуре. Величавость внешнего облика императрицы не скрывает мастерски переданной личностной характеристики, благодаря которой работа Растрелли стала своего рода символом тяжелого и деспотичного времени, вошедшего в историю России как эпоха бироновщины.
Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза) — наиболее значительное произведение К. Б. Растрелли. Императрица изображена как бы участвующей в торжественной церемонии. Она остановилась, чтобы взять державу, которую подает ей арапчонок. Властный жест руки, держащей скипетр, высокомерная величавость и надменный взгляд, пышность драгоценного одеяния и грузность фигуры — все это с большой убедительностью раскрывает образ «престрашного взору» императрицы и вместе с тем характеризует великолепие дворцовой жизни в царствование Анны Иоанновны. Статуя воспринимается как обобщенный образ самодержавия той эпохи.
Скульптор Сергей Олешня и Анатолий Дементьев, архитектор Владимир Фоменко
«Памятник императрице Елизавете Петровне» , 2007 год, г.Ростов-на-Дону
Над созданием семиметрового монумента работали 69 человек на протяжении полугода. При поддержке администрации области на Украине был заказан и изготовлен гранитный постамент весом 50 тонн. Памятник Елизавете Петровне, оклады, горельефы и указы отлиты из бронзы, их общий вес составляет около трех тонн.
Памятник Елизавете Петровне установлен в Ростове-на-Дону неслучайно. Вклад императрицы Елизаветы в развитие донской столицы огромен. По её указу 15 декабря 1749 года начато строительство пограничной таможни вблизи урочища Богатый Колодезь для взимания пошлин с товаров, привозимых из Турции и вывозимых за границу. Таможня была названа Темерницкой. Позже название изменилось в крепость Димитрия Ростовского, Ростов и Ростов-на-Дону.
И. Ф. Шубин «Екатерина II - законодательница». 1790 год.
В облике императрицы, изображенной в диадеме с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди, царским скипетром, торжественная парадность сочетается с индивидуальными чертами конкретной личности. Свободный хитон и горностаевая мантия не скрывают пропорций фигуры стареющей женщины. В трактовке парадного облика императрицы Шубин остался верен своему кредо - реалистической трактовке образа.
Интересные факты
Скульптура «Екатерина II - законодательница» была выполнена по «Портрету Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» Дмитрия Левицкого.
Скульптура создавалась для праздника, устроенного Г. А. Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Для фигуры была сооружена специальная ротонда в Зимнем саду.
Шубин Ф. «Бюст Екатерины II»
Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Он сумел остро и метко запечатлеть выражение лица Екатерины, передать мимику, взгляд, посадку головы.
В 1774 году Академия художеств в нарушение устава за портретный бюст императрицы присвоили скульптору звание академика.
Микешин М. «Памятник Екатерине II»
Поводом для реализации идеи создать памятник стало 100 летие со дня восшествия на престол императрицы. Памятник установлен на Островской площади в Санкт-Петербурге. Выполненв стиле рококо. На памятнике изображена Екатерина II со скипетром в правой руке. У её ног находится корона, а ещё ниже приближённые императрицы: П. А. Румянцев, Г. А. Потёмкин и В. А. Суворов, Г. Р. Державин и Е. Р. Дашкова, А. А. Безбородко и И. И. Бецкой, В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов. На переднем фасаде памятника Екатерине II помещена доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, военного, сухопутного и морского дела. На книге, находящейся среди этих атрибутов, написаны слово "закон" и фраза "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год".
Интересные факты
Интересным, на наш взгляд, фактом, связанным с памятником Екатерине Второй является то, что во времена «царствования» Всесоюзной коммунистической партии большевиков (1930-е годы) партийные органы Ленинграда признали монумент старорежимным и планировали вместо фигуры императрицы установить фигуру В. И. Ленина, а вместо фигур усадить представителей Политбюро ЦК КПСС.
Начиная с 1960-х годов шпага в руке А. В.Суворова периодически пропадает и ее приходится восстанавливать. Но это не все пропажи. У памятника Екатерине II часто пропадают различные скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена). А как-то императрица была замечена в тельняшке. Вероятней всего, петербургские моряки хорошо повеселились.
Существует легенда о том, что фигуры деятелей екатерининской эпохи жестами намекают на размеры своих собственных достоинств. Вот только Державин разводит руками.
Также говорят, что под памятником Екатерине Второй зарыт клад. Попал он туда следующим образом, при закладке памятника одна из дам сорвала с себя перстень и бросила его в котлован. Ее примеру последовали и другие дамы.
Екатерининский сад в Санкт-Петербурге считается известным местом сбора шахматистов. И здесь, в Катькином садике, издавна назначают свидания лица нетрадиционной ориентации.
Шубин Ф. «Бюст Павла I» . 1798 год
Бюст Павла I - одно из самых необыкновенных явлений в русском искусстве XVIII века. Образ императора многогранен и противоречив. Шубин с беспримерной смелостью разрушает все каноны идеализирующего парадного портрета. В его творении сентиментальная мечтательность уживается с жестким, почти жестоким выражением лица, а уродливые, даже карикатурные черты не лишают образ величественности. Запоминается высокий чистый лоб Павла и его широко раскрытые, скорбные и мечтательные глаза. Все построено на тончайшей моделировке форм. Интересно, что портрет, столь беспощадно правдивый, получил официальное признание. Он не содержал гротескных преувеличений и отличался пышностью антуража, вполне во вкусе императора.
Витали И. «Памятник Павлу I» 1872 год
Памятник императору Павлу I был установлен на парадном плацу перед главным фасадом центрального корпуса Павловского дворца 29 июня 1872 года. По желанию и повелению владельца Павловска великого князя Константина Николаевича была выполнена точная копия гатчинского монумента Павлу I работы скульптора И. Витали.